| История Кентау (5-ая стр)Наступление продолжается Серьезным экзаменом для всего коллектива комбината стала девятая пятилетка. Необходимо было увеличить объем производства на 32,5 процента при той же численности рабочих, инженеров и техников. Новый 1971 год мы встретили хорошо. 4 января в газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении комбината орденом Октябрьской Революции за досрочное выполнение заданий восьмого пятилетнего плана. Радостное, приподнятое настроение царило в эти январские дни на рудниках, обогатительных фабриках и всех цехах. Высокая оценка партией и правительством труда нашего коллектива обязывала ко многому. С первых же месяцев девятой пятилетки надо было но только жить сегодняшним днем, но и смотреть далеко вперед, изыскивать новые резервы роста добычи руды и производительности труда. А работа предстояла трудная. Дело осложнялось еще и тем, что рудник Миргалимсай к этому времени практически исчерпал свои возможности. В четвертом квартале 1971 года Государственная комиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди рудника Глубокий. Строителям и горнякам пришлось крепко потрудиться. Впервые в практике горного дела было осуществлено вскрытие одного месторождения двумя шахтными полями по глубине с разделением их барьерным целиком. Новый рудник не случайно назвали Глубоким — полиметаллические руды залегают здесь на большой глубине. На месторождении необычайно велик приток воды: до двадцати тысяч кубометров в час, поэтому стволы шахт приходилось сооружать специальным методом с помощью цемен-тации. Для откачки подземных вод были сконструированы уникальные насосные станции с автоматическим управлением, отличающиеся большой надежностью и экономичностью. Мощные насосы погнали с «этажа» на «этаж» воду на поверхность.
Глубокий еще только набирал мощность, но план комбинату не снижали; руду надо было давать, не сбавляя темпов, взятых в восьмой пятилетке. В этих условиях нас могла выручить только скоростная проходка, позволяющая ускорить освоение разведанных месторождений. За эти годы когда-то рекордная проходка со скоростью в 200—500 погонных метров в сложных горно-геологичес-кпх условиях стала нормой. Но на руднике Глубокий рудные залежи имели в большинстве своем не горизонтальное, а наклонное залегание, повышавшее трудоемкость отработки. Скорость проходки наклонных выработок в таких условиях не превышала 30—40 метров. По сравнению с тем, чего мы уже достигли,— этого было явно недостаточно. Требовалось значительно увеличить скорость проходки наклонных выработок, чтобы быстрее подготовить новые мощности месторождения. С этой целью на Глубоком мы создали специализированную проходческую бригаду во главе с Владимиром Ефремовичем Калемистовым, который прошел отличную школу у кавалера двух орденов Ленина, бригадира проходчиков Миргалимсайского шахтостройуправления И. Д. Кондабарова. Перед бригадой была поставлена задача достичь, прямо скажем, в нелегких условиях, показателей, аналогичных показателям при проходке горизонтальных выработок. Повышение производительности труда не должно было сопровождаться удорожанием самих работ. Из целого ряда технологических схем проходки бригадой Калемистова были отобраны и взяты на вооружение наиболее прогрессивные. Проходку решили вести буро-взрывным способом с применением комплекса КПН-1М. Но у него имелся один существенный конструктивный недостаток — бурильщик не был защищен от воздействия вибрации. Немало потребовалось усилий, чтобы создать, наконец, противовибрацион-ную установку. Она-то и открыла дорогу к скоростной проходке наклонных выработок. Бригада состояла из шести звеньев, по два человека в каждом. Комплектовались они с таким расчетом, чтобы рядом с опытными шахтерами — участниками скоростных проходок — работали и новички, впервые идущие на такое ответственное дело.
Каждый проходчик получил циклограмму, тщательно ознакомился с ней, уяснил задачу, стоящую перед ним и его товарищами. Утром первые звенья спустились под землю. С самого начала горняки работали в хорошем темпе. И как бы ни уставали они в шахте, вечером садились за учебники. Все проходчики в бригаде Калемистова закончили специальные месячные курсы и овладели смежными профессиями машинистов и взрывников. В одну из смен сам бригадир вышел на трещиноватую неустойчивую породу. Механизмы остановились, людям угрожала опасность. Пришлось спешно демонтировать буровой станок и переносить его на другое место. Случались и поломки узлов, комплексов, перебои в снабжении буровой сталью. Это заставляло проходчиков выполнять дополнительные работы. Сбои не расхолаживали, а заставляли глубже задумываться над возникшими проблемами, творчески подходить к работе, заботиться даже о мелочах. Люди медленно привыкали к новой технике, капризной, как им казалось. Дело в том, что проходчики ранее бурили шпуры с установок, которые зовут «телескопами». Они и действительно чем-то напоминают раздвижные телескопы. Однако на них сильна вибрация, и с новых комплексов их убрали. Но привычка есть привычка, и даже один из опытнейших звеньевых в сердцах сказал: «Да я на «телескопе» уже бы два цикла дал, а тут вожусь, как бабка с клубком ниток...» Вспоминая те дни, Калемистов полусерьезно, полушутливо рассказывает: «Пришлось людей отрывать от старых методов работы приказом, как малых детей от соски...» Способствовали успеху дела откровенные разговоры в начале и в конце каждой смены, так называемые пятиминутки. На них намечали дальнейший объем работ, подводили итоги сделанного. Тщательно анализировали все просчеты и, если нужно, выступали с критическими замечаниями, чтобы извлечь и из того и из другого пользу. По предложению проходчика С. Ишкаева создали специальное звено по монтажу оборудования. Кое-кто высказал мысль, что, дескать, такое звено иметь невыгодно. Лучше, мол, по-привычному самим устанавливать машины для себя. Но уже через несколько дней стало ясно, что звено монтажников делает главное — экономит время. Конечно, сыграло здесь роль и то, что во главе звена встал опытный монтажник Б. Косовских. Про него в бригаде ходила такая шутка: «Разбуди Косовских среди ночи, скажи номер комплекса, и он сразу назовет причину поломки». Заканчивался день первого рекордного месяца или, как говорили сами проходчики, первого этапа. Владимир Ефремович Калемистов, вспоминая о нем, писал в городской газете «Кентауская правда»: «Город жил привычными трудовыми хлопотами и заботами. Плавил металл сталь-цех экскаваторного завода, трансформаторостроители начали изготовление трансформаторов в экспортном исполнении. В забоях соседнего рудника Миргалимсай грохотали взрывы, руда шла полноводной рекой на обогатительную фабрику. Но в день, помеченный в календаре восемнадцатым апреля, наша бригада работала с особым подъемом, споро. Каждый из нас чувствовал себя участником большого праздника: рождался новый рекорд проходки наклонных горных выработок с помощью проходческого комплекса КПН-1М. Его мы посвятили дню рождения вождя и создателя нашей партии Владимира Ильича Ленина. 518,3 погонных метра прошли за 31 рабочий день. И, может быть, самую большую роль в успехе сыграл еще один фактор, к технике не относящийся. Это наша дружба. Наша бригада многонациональна. В коллективе казах Серикбаев, грек Скуфаляриди, русский Гаврилов, украинец Дзюбенко, чеченец Ишкаев, литовец Шальчус. Есть белорусы, еврей, татарин... Но скорости, на которых мы ведем проходку, говорят о том, что общий язык мы нашли...» После первого рекорда бригаду увеличили вдвое. По проверенному уже опыту создали и звенья: каждому опытному проходчику дали новичка. Успешно закончился и второй этап: 982,5 погонных метра наклонных восстающих выработок прошла бригада за месяц. Производительность труда на каждого горняка составила 10,9 кубического метра в смену. Теперь перед бригадой была поставлена задача: за 31 рабочий день пройти 1200 метров наклонных выработок. Но Калемистов и его товарищи решили взять 1400-метровый рубеж. Бригаду увеличили еще на 12 человек. Скоростная проходка на Глубоком стала настоящей школой передового опыта.
Рекорд «работал» не только на выполнение плана добычи руды. Многие молодые горняки, пришедшие в бригаду Калемистова, стали мастерами скоростных проходок, получили права на управление самоходными комплексами. В 1974 году бригада Калемистова отбила 35 814 кубометров горной массы, прошла свыше 50 наклонных горных выработок средней протяженностью 85 метров каждая, подготовила к добыче в кратчайшие сроки около миллиона тонн приемлемых по содержанию металла руд. При этом было сэкономлено свыше 180 тысяч рублей. Новая технология поточно-параллельного ведения проходческих работ вскрыла значительные резервы. Мобилизовав их, бригада в октябре 1974 года за 31 рабочий день прошла 1421,9 метра наклонных горных выработок. Заметное повышение производительности труда и снижение стоимости проходки обуславливались разделением операций между проходчиками и проходчиками-взрывниками, а также проходчиками и монтажниками. Таким образом, все звенья были обеспечены непрерывным фронтом работ. Немаловажную роль в успехе бригады сыграли научная организация труда, максимальное уплотнение рабочего времени, применение более эффективного способа проветривания забоя, бесперебойное снабжение необходимыми материалами и оборудованием и их максимальное использование. Значение скоростных проходок на руднике Глубоком трудно переоценить. Ведь за короткий срок было подготовлено к добыче несколько сот тысяч тонн наиболее богатых по современным понятиям руд. Выдающиеся результаты скоропроходчиков были отмечены в 1976 году Государственной премией Казахской ССР. Эта высокая оценка самоотверженного труда В. Е. Калемистова и его товарищей вполне заслуженна. Сегодня Миргалимсай и Глубокий, вместе с ведущими рудниками Джезказганского горнометаллургического комбината, являются пионерами горной промышленности страны в создании новых систем разработки месторождений, основанных на массовом применении высокопроизводительного самоходного оборудования. Немногим более десяти лет прошло с тех пор, как на Миргалимсайском месторождении стала внедряться прогрессивная технология добычи с применением самоходного горношахтного оборудования, а ныне с ее помощью добывается уже 80 процентов руды. Теперь все операции по добыче руды выполняются с помощью высокопроизводительной техники, труд шахтеров на Миргалимсае и Глубоком превратился, в большинстве своем, в труд операторов по управлению сложным оборудованием и механизмами. Результаты технического перевооружения и внедрения новых, более прогрессивных систем разработки налицо: производительность труда рабочего на самоходном оборудовании выросла с 44,8 тонны в 1965 году до 77,9 в 1976; в передовых же бригадах сейчас достигнута устойчивая производительность, равная 100—110 тоннам руды на человека в смену.
Не единицы, а десятки бригад вписали яркие страницы в историю Миргалимсая, в превращение его рудников в передовые горные предприятия с самой прогрессивной технологией и высокопроизводительной организацией труда. О рабочей гордости за свой труд, за дела своего коллектива хорошо сказал в канун 60-летия Великого Октября крепильщик рудника Миргалимсай Герой Социалистического Труда И. Жерносеков. Его словами, идущими от всего сердца, мы и закончим эту главу о том, как на комбинате шла борьба за высокие скорости проходок горных выработок и рост производительности труда: «Все, что есть на земле, от иголки до электронного микроскопа и космических кораблей,— плоды рук человеческих, результат его трудовой деятельности. Гимном труду звучит статья 40 Конституции СССР: «Граждане СССР имеют право на труд,— то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством...» Эти слова — наша сегодняшняя реальность... На комбинате Ачполиметалл, где я работаю более двадцати лет, трудятся в отличном взаимопонимании казахи, русские, узбеки, греки, грузины, татары, представители других национальностей. Все мы, как братья. Цели и задачи у нас одни. В общее дело каждый вносит свой вклад. По результатам труда и оплата, и авторитет, и уважение, и почет». Так на деле проводится в жизнь мудрая ленинская национальная политика Коммунистической партии. Одной братской семьей живут и трудятся на комбинате представители многих национальностей нашей страны. И в том, что комбинат добился замечательных производственных успехов, немалая заслуга принадлежит нашей дружбе, испытанной временем, закаленной в боях и труде Школа инженерной мысли, передового опытаКакими бы первоклассными ни были оборудование и машины, какими бы качественными ни были сырье и материалы,— это всего лишь элементы производства и сами по себе не могут определять его эффективность. Решение этой задачи — дело рук, ума и опыта каждого рабочего, каждого инженера и техника. Ведь даже при самой совершенной технике, но при плохой организации производственных процессов, незаинтересованности коллектива в конечных итогах своего труда, в повышении его производительности, как правило, неизбежны экономический ущерб и снижение темпов роста эффективности. По масштабам абсолютного прироста продукции годы девятой пятилетки были самыми результативными за всю его историю. Объем валовой продукции за это время увеличился на 53,5 процента. Весь прирост ее получен за счет повышения производительности труда. Не снижаем мы темпов и в десятой пятилетке. Немаловажная роль в этом принадлежит научно-техническому центру комбината. Он был создан в 1974 году на основе отдельных цеховых лабораторий (горной, изотопной, обогатительной) и Всесоюзной школы скоростных проходок. Сюда же вошли специализированное конструкторское бюро и участки внедрения новой техники и механизации трудоемких работ.
Всю научно-техническую перестройку комбината возглавил один из старейших работников цветной металлургии страны, кандидат технических наук А. Л. Левитин. Вместе с ним успешно решали эту задачу лауреат Ленинской премии В. П. Иванов, один из наших лучших инженеров-обогатителей В. И. Трофимова и другие. Они отдали этому делу свой многолетний опыт и творческую энергию. Благодаря постоянному контролю и помощи со стороны руководства и партийного комитета комбината, нам удалось добиться перестройки не только самой организации научных исследований, но и стиля этой работы. Научно-исследовательская база позволила нам сконцентрировать усилия на проблемах, обеспечивающих максимальное повышение эффективности производства. Круг вопросов, которые решает центр, довольно обширен: от планирования технологических и конструкторских разработок до непосредственной помощи по внедрению в производство наиболее эффективных из них. Важным этапом в жизни научно-исследовательской базы стало создание дружного коллектива единомышленников из высококвалифицированных и творчески активных людей. Назовем лишь некоторых из них.. Это инженеры Г. И. Дольник, В. К. Гердт, II. В. Башкирский, возглавившие горную лабораторию, механик Б. В. Ларин, инженеры-обогатители В. М. Попова, Л. М. Умарова, Л. М. Матусевич, старший геофизик Ю. В. Бочек, главный механик М. И. Немцов, руководители специального конструкторского бюро В. М. Зюбин, Б. П. Паженцев, В. А. Шаляпин. Внедрением новой техники непосредственно занимаются на участках производства высококвалифицированные слесари А. К. Ашихин, В. В. Банных, проходчики Н. С. Швец, И. П. Маркович, флотаторы обогатительной лаборатории Е. А. Данильченко, Я. О. Ишина и многие другие. Они вкладывают в это жизненно важное дело не только свой труд, но и ясную творческую мысль. К работе центра привлечены и ведущие специалисты комбината. Начальник Миргалимсайского рудника М. Ж. Битимбаев, начальник Кентауской фабрики В. Д. Иванов, главный механик комбината Ю. А. Соловьев, например, руководят разработкой отдельных научно-исследовательских тем. По-новому решаются и вопросы, связанные с деятельностью на комбинате отраслевых, учебных и академических научно-исследовательских институтов. С большинством из них на паритетных началах ведутся исследования по общим рабочим программам. В результате вот этих мер повысилась полезная отдача основных производственных фондов, не стало брака, ускорилось внедрение того или иного новшества в производство.
Эффективность перестройки, реального творческого союза науки и производства, научно-исследовательских институтов и комбината нашли конкретное отражение в совместных работах, выполненных в последнем году девятой пятилетки и первые три года десятой. Приведем такой пример. Комбинатом совместно с Казахским политехническим институтом разработан новый метод закладки горных выработок. Это позволило впервые использовать для закладки неклассифицированные тонкие хвосты—отходы обогатительных фабрик. Монтаж и освоение крупного опытно-промышленного комплекса подтвердили целесообразность наших научно-исследовательских работ, и сейчас решается вопрос о широком внедрении нового метода на других предприятиях цветной металлургии Советского Союза. Разработка и внедрение достижений науки и техники в производство стали хорошей традицией комбината, послужившей основой превращения его в одно из крупных предприятий цветной металлургии Советского Союза с современной передовой технологией горного дела, обогащения и металлургии, во всесоюзную школу передовых методов труда. Трудно перечислить все передовые начинания в области новой техники и технологии, которые впервые в нашей стране испытывались и внедрялись на комбинате. Такой перечень занял бы не одну страницу. Мы остановимся коротко лишь на основных этапах, имевших принципиальное значение не только для комбината, но и для других предприятий цветной металлургии страны. К ним можно отнести: внедрение на Ачисайском и Джезказганском комбинатах с участием института Гипроцветмет систем отработки месторождений с применением мощного самоходного оборудования; разработку и организацию скоростных горных выработок, каких еще не знала вся наша горнодобывающая промышленность; создание совместного с институтами Гинцветмет и Урал-механобр сложных многостадиальных схем обогащения руд с бедным содержанием металла; внедрение вместе с коллективом института Гинцветмет технологии извлечения барита из миргалимсайских руд, что обеспечило производство баритового концентрата в значительных количествах. В содружестве с учеными нами были разработаны более совершенные технологические схемы флотации, реагентные режимы. Благодаря этому, извлечение свинца из миргалимсайских руд за последние десять лет увеличилось на четыре процента. Казалось бы, не так уж много, но мы знаем: каждый процент — это многие сотни тонн дополнительного металла.
Содержание барита в наших рудах значительно ниже, чем в рудах остальных месторождений страны. Технология извлечения барита из бедных руд не разрабатывалась ни в нашей стране, ни за рубежом. Впервые извлечение барита флотацией из бедных руд началось на Ачисайском комбинате. Правда, не сразу удалось нам добиться нужных результатов. Слишком уж сложной оказалась проблема, стоявшая перед производственниками и учеными. Лишь в 1961 году институтом Гинцветмет и комбинатом была закончена разработка и начато промышленное внедрение новой схемы и реагентного режима. Этот год стал для нас переломным в повышении комплексности извлечения полезных минералов. Теперь мы производим не только свинец и цинк, но и выпускаем баритовый концентрат, необходимый для нефтегазодобывающей и химической промышленности. В 1973 году было освоено производство сухого баритового концентрата для нефтяной промышленности. Это позволило в целом по стране значительно улучшить технико-экономические показатели бурения нефтегазовых скважин. Сейчас комбинат является ведущим в Советском Союзе предприятием по выпуску баритовой продукции. Наш коллектив всегда в творческом поиске резервов повышения комплексного использования сырья. Значительная работа, проведенная нашими геологами и обогатителями за последние годы, позволила коренным образом изменить подход к переработке руд Миргалимсайского месторождения. Совместно с институтом Казмеханобр нами разработаны и внедрены технологическая схема и реагентный режим извлечения цинка из бедных по содержанию руд. До этого они даже не рассматривались как цинковое сырье. Внедрение новой технологии началось в 1976 году, а в последующем из руды Миргалимсая было получено много ценного металла. Можно назвать, еще целый ряд разработок, связанных с повышением комплексности использования сырья. Завершен проект и теперь ведутся подготовительные работы по доизвлечению руды из целиков, оставляемых обычно под землей. В стадии освоения—схема переработки руды по сортам, позволяющая значительно снизить потери сопутствующих элементов и производственные затраты. Ожидаемая эффективность — свыше миллиона рублей.
Волнуют нас и такие проблемы, как дальнейшее облегчение и оздоровление труда, повышение его производительности. Специальным конструкторским бюро совместно с группой инженеров-скоростников был разработан агрегат АБ — 2. Он позволил механизировать проходку наклонных горных выработок и стал технической основой для рекордной скоростной проходки, совершенной бригадой В. Е. Калемистова в 1976 году. Разработка и испытание макетных образцов в 1977 году показали, что агрегат АБ — 2 может быть применен в сочетании со многими серийными погрузочными агрегатами. А это уже ключ к полной ликвидации тяжелого и виброопасного ручного труда бурильщиков на проходческих работах. История развития нашего комбината убедительно показала, что высокие скорости наиболее прогрессивны, что они поднимают на новую ступень технические знания, профессиональный уровень горняков. Иначе сегодня, в век научно-технической революции, и не может быть. Вот почему нет ничего удивительного в том, что наши рабочие часто выступают авторами различных проблемных разработок в горном производстве, предлагают собственные изобретения. Каждая ускоренная проходка имеет свою неповторимую индивидуальность, всякий раз она высвечивает новые грани самой профессии. Скоропроходчики сегодня — самый передовой и самый боевой отряд специалистов комбината, работающий с большой заинтересованностью и подъемом. Они — пионеры новой эффективной системы в горнорудной промышленности. Вполне естественно, что в их практике еще немало трудностей, над устранением которых предстоит еще много поработать. Наши рудники ежегодно получают новую технику, выпускаемую серийно или созданную на самом комбинате. Она используется для разработки более совершенных проходческих комплексов. А это, в свою очередь, требует высококвалифицированных рабочих-операторов. Для достижения устойчивых скоростей и роста производительности труда нужны новая форма организации самих работ, новый метод подготовки горняков, способных работать по-новому. С этой целью мы и создаем постоянные специализированные участки и бригады, в которых все горняки, как правило, проходят без отрыва от производства курс обучения. Важнейшими звеньями в союзе науки и труда стали разработка и внедрение методов скоростной проходки горных выработок. В 1965 году Министерством цветной металлургии СССР на комбинате была создана постоянно действующая Всесоюзная школа скоростных проходок. На основе научных методов она вот уже в течение многих лет разрабатывает и внедряет методику и технологию производственных комплексов. В Кентау в год создания школы съехались проходчики-скоростники предприятий Норильска, Кривого Рога, Уральска, Кировограда, Лениногорска, Джезказгана и других горнорудных центров страны. В работе школы участвовали инженеры, ученые, сотрудники проектных институтов и конструкторских бюро. Были заслушаны доклады и сообщения об организации проходки горных выработок, комплексной механизации и прогрессивной технологии. Наши гости детально ознакомились с работой участка скоростников А. Ф. Нивина и бригад Н. С. Кулеша и И. Д. Кандабарова. Лекции о передовом опыте читались не только инженерами, но и лучшими бригадирами. И это ведь тоже значительно, когда рядовой горняк обстоятельно, со знанием дела говорит о путях технического прогресса. Школа скоростных проходок превратилась в непрерывно действующую. За десять с лишним лет передовому опыту в ней обучено более двух тысяч горняков с различных предприятий страны. Инженерно-технические работники школы В. П. Иванов, И. А. Котов, Р. Я. Умаров, Г. Г. Дорофеев, скоростники Н. С. Швец, И. П. Маркевич, А. Т. Тахтаров систематически выезжают для оказания помощи в организации скоростных проходок на рудники комбината Печенганикель, Комсомольский в Норильске, Алтын-Топканский в Узбекистане и на многие другие предприятия отрасли. Об этом говорят письма, которые мы получаем. Вот некоторые из них. Знатный бригадир рудника Заполярный Норильского комбината Виктор Иванович Ляхов, побывавший на Миргалимсайском руднике, отмечает исключительно четкую организацию проходческих работ. По его словам, рудник очень обводненный, условия сложные, но высокий уровень техники и хорошая организация обеспечили успех. «Мы присутствовали,— рассказывает Виктор Иванович,— при подготовке скоростной про ходки. В смене, которая готовилась к рекорду, так четко распределены обязанности, так уплотнено рабочее время, что горняки трудятся молча, не тратя времени на разъяснения или на разговоры. Очень продуманы все операции, каждый точно знает, что делать, не услышишь: «пойди», «принеси». Все это создает ровный ритм. Работают четыре дня, пятый — выходной, так как перерыв в неделю бригада решила не делать. Поэтому, когда мы включились в такой темп, сначала показалось трудновато. Взяли на руднике часть чертежей с собой в Норильск, чтобы сделать такое же оборудование на месте». Начальник участка рудника «Тасеево» комбината Балейзолото П. Гуценко считает, что у горняков Миргалимсая очень многому можно поучиться. Внедрение нового оборудования, модернизация действующего, наиболее рациональная организация труда — все это способствовало увеличению скорости проходки с 300 до 1200 метров в месяц одним забоем. «Фундамент успеха — тщательная подготовка к проходке,— говорит он.— В ходе подготовки решаются многие технологические вопросы. Очень важно, что оборудование, предназначенное для проходки, предварительно испытыва-лось на поверхности. В механических мастерских для этого есть специально оборудованный стенд. После испытания проводятся пробные работы непосредственно в забоях». Наши инженеры и другие работники принимали самое непосредственное участие в создании новых образцов техники в горнорудной промышленности. Так, в соавторстве с институтом НИПИрудмаш был создан проходческий вагон с донным конвейером (бункер-поезд), в который загружается и транспортируется до места разгрузки вся отбитая за проходческий цикл горная масса. В результате стало возможным очищать забой через 18—20 минут после начала погрузки вместо 60—80 минут. На комбинате сконструирован и более совершенный, чем существующие, буровой станок. С помощью его осуществляется весь объем буровых работ для скважинной отбойки на рудниках Миргалимсайского месторождения. Большой вклад внесли наши инженеры и рабочие в создание и доводку таких машин, как бульдозер с дистанционным управлением и проходческие комплексы. Они-то и позволили горнякам комбината достигнуть высокой производительности труда. На комбинате создаются горные машины и своими силами. Так была сконструирована буровая каретка, повышающая производительность труда проходчика. Подобные машины успешно применялись впервые бригадой В. Е. Калемистова. Изобретателями комбината найдено аналогичное по назначению решение и при проходке откаточных горных выработок. Созданная ими портальная буровая каретка в отличие от существовавших до сих пор позволяет проходить выработки без устройства разминовок или заездов, она пропускает погрузочные и транспортные средства под порталом. В содружестве с учеными различных научно-исследовательских и проектных институтов наши инженеры и рабочие создают опытные образцы новейшего самоходного горношахтного оборудования, но внедрить их в производство подчас невозможно, так как предприятия Минтяжмаша имеют свой план и номенклатуру выпускаемых изделий. А собственными силами мы не можем производить такое оборудование даже малыми сериями из-за недостатка соответствующих мощностей, да это и неэкономично. На рудниках комбината модернизирован целый ряд машин серийного производства, предназначенных для работ на поверхности. Это мощные автокраны и автомашины, которые мы привыкли видеть на любом крупном предприятии, стройках и в сельском хозяйстве. По существу это не модернизация, а создание новых машин, правда, обходятся они нам очень дорого, так как у нас нет специального завода по модернизации подобной техники, и все работы ведутся в мастерских. Но делать это мы вынуждены, так как промышленность еще не выпускает всего необходимого набора машин для полного цикла горных работ с минимальными затратами труда. Так в шахте появились краны и автомобили «Татра» с установленными на них агрегатами для оборки и крепления кровли. Переоборудованы под смазочный агрегат автомобили «Дутра-1301» (Венгрия), МАЗ, тракторы «Беларусь» и другие — для перегона машин с электрическими приводами, ремонтных и сварочных работ, для доставки запчастей, взрывчатых и других материалов, очистки дорог. Разумеется, экономический эффект от подобной комплексной техники будет намного выше, если изготавливать ее серийно, в заводских условиях. Решающее слово здесь за машиностроителями, которые, на наш взгляд в неоплатном долгу перед горняками. В десятой пятилетке перед коллективом комбината открываются новые горизонты повышения добычи и переработки руды. На рудниках широко развертывается социалистическое соревнование за увеличение скоростей проходок горных выработок. Рабочие и инженеры — участники скоростных проходок — с новой энергией берутся за совершенствование созданных ими комплексов проходческого оборудования, стараясь более полно механизировать и автоматизировать все процессы — от бурения до выдачи горной массы. Цель ясна — закрепить достигнутое, сделать новый шаг вперед, чтобы рекордные скорости проходки стали постоянным показателем каждой бригады, каждого участка.
Нравится ли вам данная статья?
Не забудьте оставить комментарий |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Кентау 2014 - 2024 копирование материалов разрешено только при условии размещения гипер ссылки на сайт kentuki.kz | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||