| История Кентау (10-ое стр)Туркестанская горнозаводская Частью трудовой биографии комбината стала Туркестанская горнозаводская железная дорога (ТГЖД). Она связывает поселок Ачисай со станцией Туркестан, лежащей на главной магистрали. Один из первых строителей дороги Муса Жайлаубаев, который и сегодня работает старшим монтером пути, вспоминает: «Приехали мы из соседнего аула в Ачисай, Смотрим: стоят под горой два дома без крыш и полов. Совсем плохо. Кое-кто повернул обратно, а я остался. Молодым был, горячим. Сердцем понимал: счастье надо искать здесь, где люди строят дорогу...» Так начинался комбинат, так начиналась история его транспорта. Все грузы со станции Туркестан до Ачисая на расстояние в 75 километров доставлялись по крутым перевалам и глубоким ущельям вьюками или на «кокан-арбе» с двухметровыми колесами, на ней можно было перевезти 30—40 пудов груза. Одним из первых организаторов гужевого транспорта в Ачисае был Оспан Балгабаев. Для перевозки грузов использовался свой парк гужевого транспорта в 200 подвод. Кроме того, был заключен договор с туркестанской артелью, располагавшей верблюжьим караваном в полторы тысячи голов- Она обслуживала исключительно Ачисай. А все дела с ней вел доверенный рудника С. В. Ножкин, бывший красный партизан. Лошади и верблюды арендовались и у местного населения. Однако все эти чрезвычайные меры не давали желаемых результатов: ценные грузы, которых с нетерпением ждали на комбинате, неделями лежали в Туркестане. Строительство Ачисайского рудника — основного поставщика сырья Чимкентскому свинцовому заводу — было объявлено ударной стройкой. Но транспортная проблема сдерживала развитие комбината. Тогда и было принято решение форсировать сооружение узкоколейной ветки. Проект ее в спешном порядке разработал трест Трансстрой. Строительство дороги было начато в 1930 году. Это был трудный период индустриализации. Стране но хватало транспортных средств, оборудования, которое в основном закупалось за границей. Но несмотря на это, государство сочло возможным уже в 1929 году выделить комбинату 8 первых советских грузовиков и 3 автомобиля «Форд». Первым механиком и начальником гаража стал И. Т. Немцов, первыми водителями — А. Ермекбаев, А. И. Немцов, А. В. Чертыковцев, а первым слесарем — В. И. Бочкарев. С этого и началась история развития автотранспортной службы комбината, выросшей сегодня в современное, передовое хозяйство, обеспечивающее перевозку огромного количества разнообразных грузов. А в 1933 году эта служба имела лишь несколько автомашин, гусеничных тракторов «Коммунар» и колесный трактор «Фордзон» и не могла удовлетворить все возрастающие потребности предприятия в транспорте. В горах по ущелью была проложена автомобильная дорога, связавшая рудник с железнодорожной станцией. В Туркестане начала работать база Казполиметалла с диспетчерским управлением. Теперь крепежный лес, строительные материалы, оборудование перевозились на автокарах и гусеничных тракторах «Коммунар», но основная доля грузов все-таки приходилась на гужевой и вьючный транспорт. Было тяжело. Не хватало квалифицированных кадров, техники, запчастей и горючего. И все-таки, несмотря на бездорожье, отсутствие современных условий труда, транспорт комбината с каждым годом набирал силы, внедрялась механизация, вытесняя непроизводительный гужевой транспорт. В октябре 1933 года завершилась прокладка узкоколейной железнодорожной ветки Туркестан — Ачисай. 100 километров пути горами и степью от рудника Ачисай и от Каратауской ЦЭС в Кантагах до города Туркестан. Небольшая по протяженности дорога имела 135 искусственных сооружений. Горная часть ее (18 километров) была самым ответственным участком. Она сооружалась осенью 1932 года круглосуточно, в связи с этим возникла довольно трудная тогда проблема освещения рабочих мест, обеспечения рабочих ночных смен теплой одеждой и обувью. Были сложности и другого рода. Из-за нехватки металла на полотно укладывались рельсы трех типов. Некоторые из них не соответствовали требованиям стандарта. Крайне плохо обстояло дело с подвижным составом. Ко времени сдачи дороги она располагала лишь 3 паровозами и 16 платформами. Все они требовали основательного ремонта. А тут еще одна беда. От Туркестана до Ачисая не было ни одной достроенной станции, разъезда или жилого дома, не было пакгаузов и складов для грузов даже на перевалочной станции Уюк. Водоснабжение не соответствовало ни техническим требованиям, ни климатическим условиям. Вместо резервуаров и специальных бассейнов рылись обыкновенные ямы, где вода не могла долго сохраняться. Несовершенна была диспетчерская связь из-за отсутствия на станциях необходимых телеграфных аппаратов и селекторов. По существу Ачисай в ту пору был почти оторван от остального мира. В январе 1934 года ветка, хотя и со значительными недоделками, была принята в регулярную эксплуатацию. Назвали ее «Туркестанская горнозаводская железная дорога». Слово «заводская» означало подчинение дороги Чимкентскому свинцовому заводу. На Ачисай пошли товарные поезда, заменив караваны верблюдов. Причем интересно, что если верблюд в среднем за час проходил 4 километра, то первые поезда не превышали скорости (с учетом остановок) 5,7 километра в час. В сутки паровоз делал 73 километра — расстояние, равное перегону Туркестан — станция Серго возле Ачисая. Такая «скорость» объяснялась значительными недоделками, с которыми была принята дорога. В подвижной состав включались опрокидывающиеся вагонетки, даже при небольшой скорости они подпрыгивали. Не без юмора рабочие называли их «балеринами». К началу эксплуатации дорога располагала 8 домами, в одном из которых размещалось ее управление. Большинство железнодорожников ютилось по частным квартирам в соседней Борисовке. Никаких культурно-бытовых, медицинских и детских учреждений, разумеется, не было. Паровозы и вагоны ремонтировались во временных малоприспособленных сараях, а вокзал в Туркестане окружал заросший бурьяном пустырь. Теперь на этом месте вырос благоустроенный рабочий поселок с большим садом, клубом, тремя школами и детскими учреждениями. Вокзал нашей дороги соединен со станцией Туркестан отличной шоссейной дорогой. А когда-то поездка с вокзала в город была целой проблемой, так как кроме лошадей, запряженных в линейку, другого средства сообщения не было. Шли годы, росли объемы производства на Ачполиметал-ле. Узкая колея уже не могла обеспечить потребности комбината и предприятий города Кентау. Появилась необходимость строительства ширококолейной дороги на участке Туркестан — Кентау (40 километров). В 1965 году она вступила в строй. За последние годы коллективом наших железнодорожников сделано многое. Построены локомотивное и вагонное депо, бытовые помещения, эстакадные пути для выгрузки поступающих составов с рудой, на участке Кентау — объединенная обогатительная фабрика узкая колея заменена на широкую. Построено административное управление дороги. ТГЖД перешла в ведение комбината и стала, наряду с автотранспортным цехом, одним из ведущих наших предприятий. Сейчас железнодорожный цех обслуживает ширококолейную дорогу Туркестан — Кентау общей протяженностью с подъездными путями 51,6 километра (развернутая длина путей 81 километр), узкоколейную ветку Кентау — Ачисай общей протяженностью 58,4 километра (развернутая длина — 71,5 километра). Дороги полностью перешли с паровозной на тепловозную тягу. В нашем локомотивном депо теперь имеется необходимое количество современных тепловозов и широкой, и узкой колеи. Все они оснащены диспетчерской связью. На балансе комбината десятки специальных саморазгружающихся вагонов-думпкаров для перевозки руды и вагонов-цистерн для перевозки баритового концентрата. Тепловозы и вагоны ремонтируются в оборудованных депо с бытовыми помещениями. Для погрузки и выгрузки вагонов используются козловые и железнодорожные краны, для выгрузки руды из полувагонов сооружены специальные эстакады. Таким образом, ручной труд сведен здесь до минимума. Работы в этом направлении продолжаются нами совместно с научно-исследовательскими институтами. В 1976 и 1977 годах в железнодорожном цехе было 154 рационализатора, ими подано 211 предложений, 187 из них внедрены с экономическим эффектом 129,8 тысячи рублей. Неуклонно растут показатели труда железнодорожников. Так, грузооборот по сравнению с 1934 годом увеличился в 89 раз, в 20 раз возросла производительность локомотивов, а выработка на одного работающего — в 16 раз. В 1977 году за месяц было перевезено грузов в три раза больше, чем за весь 1934 год. Годовой план перевозок цех выполнил досрочно к 28 ноября. Сверх плана перевезены сотни тонн грузов. В железнодорожном цехе с большим размахом развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение плановых заданий. Во главе его идут смена поездного диспетчера широкой колеиРиты Борисовны Винокур, занявшая первое место; смена поездного диспетчера узкой колеи Адимбека Бимешева; бригада монтеров пути мастера Ибрагима Алиева; машинисты Василий Иванович Хальзов, Евгений Георгиевич Сироткин, Лакомаш Джумабеков и многие другие работники. Золотым фондом транспортной службы являются ветераны труда. Свыше тридцати лет трудятся в железнодорожном цехе Дмитрий Михайлович Гетманский — слесарь, Иван Акмаев — машинист тепловоза, Евгений Георгиевич Сироткин — машинист тепловоза, Серикбай Киямбеков — мастер ВРП, Атамет Жолшибеков, работающий сейчас председателем месткома. Неузнаваемо изменилась и автотранспортная служба. Она располагает большегрузными комфортабельными автомобилями КамАЗ, «Татра», современными легковыми автомобилями, автобусами и микроавтобусами, новыми электрическими экскаваторами Э-10011 и Э-1252, мощными маневренными тракторами на гусеничном и пневмошинном ходу. Всего в цехе имеются автомобили и механизмы 58 марок и 73 модификаций. За рулями их — настоящие мастера своего дела. Квалификация многих водителей и слесарей поднялась теперь до уровня механика. Коренным образом изменились и условия труда автотранспортников. Техника ремонтируется в специально оборудованных помещениях — профилакториях, оснащенных всеми необходимыми средствами и механизмами, диагностическими стендами и приборами. Непрерывно растет объем грузоперевозок. Так, по сравнению с 1950 годом он увеличен в тоннах на 664 процента, в тонно-километрах на 1194 процента. Автотранспортники уверенно справляются с высокими заданиями. План девятой пятилетки выполнен ими досрочно — к 1 августа 1975 года. Отрадно, что они всегда в поиске нового, передового. Сейчас, например, широко внедряется централизованная доставка материалов и оборудования с базы складского хозяйства в цехи комбината, сокращаются холостые пробеги механизмов. Инженеры, техники и рабочие-новаторы цеха постоянно ищут пути улучшения эксплуатации автотранспортного оборудования. В автотранспортном цехе много ветеранов. Среди них Абдугани Мамбетов — водитель, Дадан Мамбетов — токарь, Иван Квитко — аккумуляторщик и многие другие. Как и все труженики комбината, работники транспортных служб активно включились во всенародное социалистическое соревнование за претворение в жизнь исторических решений XXV съезда КПСС, успешное выполнение и перевыполнение заданий десятой пятилетки. В 1960 году на базе небольшого участка в комбинате был создан цех резинотехнических изделий. Коллектив нового цеха начинал с освоения выпуска статоров, импеллеров и дис-пергаторов для флотомашин обогатительной фабрики комбината. Эта задача была успешно решена. И уже спустя несколько лет продукция цеха завоевала широкую известность. Сейчас цехом выпускается на миллионы рублей продукции и по кооперированным поставкам отправляется более чем 70 предприятиям цветной металлургии и машиностроения. Детали флотомашин, выпускаемые цехом, применяются на комбинате Печенганикель, на Джезказганском горно-металлургическом комбинате, Днепропетровском заводе горношахтного оборудования, на Востокмашзаводе, Усоль-ском заводе горного оборудования и на многих других предприятиях. В 1967 году впервые в стране в цехе было освоено изготовление резиновых футеровок для рудоразмольных мельниц. Цех резинотехнических изделий стал базовым цехом цветной металлургии страны по выпуску резиноизделий. Производительность его со 150 тонн выросла до 1000 тонн изделий в год. Область применения резиноизделий постоянно расширяется. Цехом выпускаются резиновые сита грохотов, резинонзделия для самоходного оборудования и сотни изделий других наименований как для нужд промышленности, так и для населения страны. Продукция ширпотреба пользуется большим спросом. Здесь, как и в любом цехе, трудится много ветеранов. С особой теплотой отзываются в цехе о бывшем его начальнике — В. Е. Белозерском. Ему принадлежит большая заслуга в создании и развитии цеха. Со дня основания цеха трудятся в нем и принимают активное участие в его развитии рабочие-передовики С. П. Иванушкина, В. И. Буланов и др. Таким образом, большой вклад в выполнение комбинатом плановых заданий вносят не только рудники и обогатительные фабрики, но и вспомогательные цехи, обеспечивающие бесперебойную работу основного производства, по праву стоящие с горняками и обогатителями в одном строю. В 1932 году решением правительства Казахской ССР для бесперебойного снабжения строителей комбината Казполиметалл был создан отдел рабочего снабжения (ОРС). За счет оборотных средств ОРСа тогда были созданы два совхоза: «Горняк» и «10 лет Казахской ССР», которые должны были снабжать рабочих Ачисая мясом, птицей, овощами и фруктами. В те же годы начинает работать первая в Ачисае хлебопекарня. В начальные годы Великой Отечественной войны, решая задачу обеспечения важных оборонных производств продовольствием, правительство выделило в 1942 году на развитие подсобных хозяйств Чимкентского свинцового завода и Ачисайского комбината 1 миллиард рублей. С момента окончания Великой Отечественной войны прошло 33 года. Намного улучшилось снабжение продуктами питания и промышленными товарами горожан. По сравнению с 1947 годом товарооборот продснаба возрос в 4 раза. В несколько раз возросла реализация холодильников, стиральных машин, телевизоров, мотоциклов, легковых автомашин. Значительно изменилась материально-техническая база продснаба. На средства, выделенные комбинатом, построено типовое фруктохранилище и картофелехранилище с холодильниками, что позволило обеспечить круглогодичное снабжение горожан овощами и фруктами. В стадии завершения работы по строительству холодильника емкостью 700 тонн. В текущей пятилетке введены в эксплуатацию столовая на руднике Глубокий и два кафе, оснащенные новейшим оборудованием. В настоящее время все предприятия комбината полностью обеспечены столовыми и буфетами. Особое развитие получило горячее питание для рабочих, занятых на подземных работах. Такое питание перед спуском в шахту получают в индивидуальных термосах горняки всех рудников комбината. Большие изменения произошли в технической оснащенности предприятий торговли. Продснабом постоянно внедряются средства механизации при погрузочно-разгрузоч-ных работах и перемещениях грузов в складских хозяйствах баз и магазинов. Предприятия торговой сети и общественного питания оснащены современным торгово-технологическим и холодильным оборудованием, что повышает культуру торгового обслуживания горожан. Дальнейшее развитие получила прогрессивная форма торговли — самообслуживание. Из 2209 человек, работающих в продснабе, 835 присвоено звание ударника коммунистического труда, а 23 работника имеют почетное звание «Отличник советской торговли». Сотни работников награждены знаками «Победитель социалистического соревнования», «Ударник 9-й пятилетки»-Замечательные кадры трудятся в продснабе, основу их составляют ветераны. Среди них К. Досымова, М. Бостанова, А. Мироненко, К. Мыктыбаева, А.Никольская, Р. Тулепбекова и многие другие. Вот уже 26 лет руководит большим дружным коллективом предприятий общественного питания Екатерина Самойловна Фридсон. За добросовестное отношение к труду, образцовую организацию работы предприятий общественного питания Екатерина Самойловна награждена орденом «Знак Почета», Почетной грамотой Министерства цветной металлургии СССР и ЦК профсоюза работников металлургической промышленности СССР. Много труда в развитие механизации складских работ вложил Борис Васильевич Голубков. Им разработана и внедрена схема механизации разгрузки картофеля из железнодорожных вагонов в закрома картофелехранилища путем использования ленточных транспортеров. Это позволило сократить число рабочих, занятых разгрузкой картофеля, и сэкономить время. За успешное претворение в жизнь личного творческого плана в честь 60-летия Великого Октября он награжден Почетной грамотой Президиума Центрального правления НТО торговли. Под девизом «Высокое качество обслуживания советского человека — гарантируем» работает ряд комсомольско-молодежных коллективов продснаба. Так, прославленный комсомольско-молодежный коллектив магазина «Детский мир» (заведующая Л. Ф. Страшинская) неоднократно выходил победителем в республиканском социалистическом соревновании. Ей присуждался переходящий Красный вымпел и диплом Центрального Комитета комсомола Казахстана, Министерства торговли Казахской ССР, ЦК профсоюза работников Госторговли и Потребкооперации. Центральное бюро технической информации Министерства торговли республики выпустило массовым тиражом экспресс-информацию об опыте работы этого коллектива. Старший продавец «Детского мира» Т. Линкина занесена в Золотую книгу Почета Казахской ССР, ей вручен Почетный диплом. Коллектив нашего продснаба делает все, чтобы повысить качество обслуживания населения, а это является одним из залогов успешной работы промышленных предприятий. Глазами друзейЕще совсем недавно на руднике можно было встретить чернокожего кудрявого паренька. Вместе с нашими горняками он спускался в забой. А вечером его можно было увидеть на занятиях в школе скоростных проходок. Он слушал лекции специалистов и рабочих — передовиков комбината, знакомился с производством буровых работ, с геологическими особенностями Миргалимсайского месторождения. Родина Джавой Гинде — Республика Мали. Со времени получения ею независимости в 1960 году наша страна оказывает Мали большую экономическую и техническую помощь: При активном участии СССР там был построен ряд промышленных объектов, открыты учебные заведения. За последние годы в недрах молодой республики с помощью советских геологов обнаружены крупные запасы бокситов, железной и марганцевой руд, фосфоритов, другого сырья. Потребовались свои национальные кадры горняков, готовить которые помогает наша страна. Так Джавой вместе с группой соотечественников стал студентом Ленинградского ордена Ленина и Трудового Красного Знамени горного института имени Г. В. Плеханова. За четыре года он изучил русский язык и теперь хорошо владеет им. Летнюю практику юноша из далекой африканской республики провел в Кентау, на нашем комбинате. — Ваш город замечательный, зеленый и очень чистый,— говорил, прощаясь, своим новым друзьям Джавой.— Но слишком жарко. У нас в республике до тридцати, а здесь летом за сорок градусов жара бывает. Но это не помеха для дружной и высокопроизводительной работы. Я многому научился у вас. Ежегодно на предприятия комбината приезжают иностранные студенты, обучающиеся в СССР. И не только они. Более десяти лет участвует комбинат в научно-техническом сотрудничестве со странами — членами СЭВ, принимает у себя делегации также из капиталистических стран. За это время на комбинате побывали представители 43 стран мира. Эти специалисты знакомятся с передовыми методами подземной добычи и переработки руд, с механизацией и автоматизацией технологических процессов. За активное участие в работе по укреплению дружбы и сотрудничества стран — членов СЭВ в 1976 году комбинат был награжден Юбилейной грамотой СЭВ. Приведем лишь несколько примеров нашего содружества, крепнущего день ото дня. Горняки Чехословакии, достигшие скорости проходки штрека одним забоем 1027 погонных метров в месяц, с большим интересом отнеслись к успеху своих советских друзей. В телеграмме председателя ЦК профсоюзов ЧССР Вацлава Покорны говорилось: «Нас очень обрадовало сообщение о выдающемся трудовом достижении горняков рудника Миргалимсай в Южном Казахстане, которые под руководствомНиколая Кулеша, ударника коммунистического труда, прошли за 31 день 1192,1 метра штрека. Примите наши поздравления в связи с достижением мирового рекорда и передайте наш братский привет коллективу рудника Миргалимсай, а также пожелания больших успехов в дальнейшем мирном труде». Из Германской Демократической Республики также было получено поздравление: «Дорогие друзья и товарищи из бригады Николая Кулеша, мы, коллектив «Участка социалистического труда» и «Участка германо-советской дружбы», поздравляем Вас с новым мировым рекордом — 1192 метра при проходке штрека. Вы тем самым улучшили на 157 метров наше мировое достижение 1961 годя — 1035 метров, которого мы добились социалистическим коллективным трудом в тесном содружестве с советскими инженерами. Мы просим Ваши богатые достижения в порядке обмена опытом передать нам. Это поможет нам досрочно выполнить одну из наших главных задач — запланированное повышение производительности труда. Мы желаем Вам и Вашим семьям здоровья, новых трудовых успехов и шлем Вам привет с сердечным пожеланием счастья. Секретарь партийной организации Г. Хайнце Начальник участка Г. Пупп
Председатель профсоюзного комитета И. Готтшалдт Герой Социалистического Труда Ф. Бюттнер. Группа специалистов предприятий цветной металлургии Польской Народной Республики в течение трех дней изучала опыт организации добычи и переработки руды на комбинате. Делясь своими впечатлениями, руководитель группы директор департамента тяжелой промышленности Юзеф Ендрух заявил: «Посещение Кентау оказалось для нас более полезным, чем мы ожидали. Здесь мы познакомились с опытом внедрения прогрессивных систем добычи полезных ископаемых, применения в шахтах высокопроизводительного самоходного оборудования, гуммирования оборудования обогатительных фабрик. Строящийся в ПНР цинково-свинцовый рудник Волькуше имеет значительный водоприток. Повысить темпы его сооружения нам несомненно поможет изучение уникальной автоматизированной системы водоотлива на руднике Миргалимсай. Нам посчастливилось встретиться с прославленными горняками, недавно установившими мировой рекорд проходки горизонтальной горной выработки одним забоем в сложных горно-геологических условиях. Применение их методов организации проходческих работ позволит нанамного сократить сроки освоения нового богатого Любинско-Глоговского месторождения меди. Все специалисты нашей группы покорены красотой Кентау, жители которого соревнуются за звание города коммунистического труда и быта». По просьбе наших зарубежных друзей — горняков социалистических стран, входящих в Совет Экономической Взаимопомощи, нами был обобщен опыт скоростников-проходчиков для распространения его на рудниках Болгарии, Польши, Чехословакии, ГДР, Венгрии, Румынии. Записи, оставленные нашими зарубежными гостями в книге отзывов, дают зримое представление о гигантской программе индустриального, культурного и, главное, социального строительства, осуществленного нашим народом во всех союзных республиках. «Много интересного мы узнали при посещении Вашего рудника и обогатительных фабрик. Мы увидели много того, что является новым для нас. Добыча руды великолепна и необычна, анализы на фабриках, опробование руды — несравненны, эфффективные способы управления и планирования — отличные. У нас в Канаде ничего подобного нет, и потребуется определенное время, чтобы достичь такого уровня»,— написали канадские специалисты М. А. Туайдел и А. Е. Ахо. «..Объекты, которые мы успели посетить, оставили у нас неизгладимое впечатление. Считаем, что автоматизация стационарных установок (насосных, вентиляционных, подъемных), диспетчеризация шахты и транспорта, дистанционнное управление электровозами, а также автоматизация на обогатительных фабриках являются передовыми в мировой практике. Как комбинат успешно решил производственные задачи, так отлично решены бытовые и социальные вопросы в городе...»,— заявили посланцы Румынии. «..Во время геологических работ на рудных месторождениях четырех континентов, я никогда не встречал лучшей организации и более полного осведомления о геологии района и рудных месторождениях за такой короткий период времени. Эти было возможно благодаря отличному картированию районов месторождения Миргалимсай, Ачисай и др. и великолепной иллюстрации геологии этих районов на картах и разрезах различных масштабов»,— отметил в книге отзывов американский профессор X. Барнес. Отзывы советских и иностранных специалистов... Их сотни. И в каждом — искреннее восхищение достижениями полиметаллистов в области горного дела, обогащения, металлургии, механизации и автоматизации, огромной работой, проделанной комбинатом по созданию условий труда и быта трудящихся. Ачисайский комбинат стал поистине университетом передового опыта. В некогда глухой и отсталый край едут сегодня сотни специалистов не только родственных предприятий нашей страны, но и представители десятков известных своими достижениями фирм, предприятий и организаций зарубежных стран. Едут, чтобы перенять передовой опыт наших полиметаллистов. А ведь еще совсем недавно зарубежные «мудрецы» во весь голос заявляли о несостоятельности политики Советского государства, создающего центры промышленной индустрии в этом «диком» крае. Вот послушайте, что говорят о нас теперь. «Я не знаю, что означает в переводе название города Кентау, но для меня оно означает оазис в пустыне, и кажется чудом, что здесь, на этих холмах, смог вырасти такой зеленый, большой и красивый город, его аллеи, сады и парки. Я никогда всего этого не забуду»,— пишет в книге отзывов Бианка Колумбано из Италии. В связи с 50-летием нашего комбината, с приветствиями и поздравлениями к коллективу обратились десятки родственных предприятий страны. В них искренняя радость и гордость друзей за успехи, достигнутые Ачполиметаллом за его полувековую историю. «Всего полвека назад в Горькой долине было начато покорение безводной пустыни ради того, чтобы освоить сказочные богатства Южного Казахстана. Основатели Ачи-сайского комбината оживили этот суровый край, преодолели огромные трудности в освоении Ачисайского и Миргалимсайского месторождений, дали стране один из важнейших металлов обороны и индустрии — свинец, построили новый прекрасный социалистический город — Кентау, слава о высокой культуре которого перешагнула границы нашей республики. Балхашцам очень понятна и близка эта суровая борьба со стихией, мы знаем, какие трудности были преодолены там, на юге Казахстана, чтобы на месте мертвых песков возникла жизнь, вырос утопающий в зелени город. Нам хорошо известен и трудовой подвиг горняков Миргалимсая, слава о котором прокатилась по всей стране. Ачисайский комбинат — передовое предприятие нашей отрасли. Коллектив его добился больших успехов в развитии техники и технологии, накопил значительный опыт в совершенствовании производства»,— так проникновенно написали ачисайцам труженики Балхашского горно-металлур.ическсго комбината. «...Созданный в первые годы социалистического строительства, Ачисайский полиметаллический комбинат является живым воплощением ленинских принципов национальной политики Коммунистической партии и Советского правительства, их постоянной заботы о развитии народного хозяйства Казахстана. С первых дней своего существования комбинат служит народу. Велики заслуги коллектива комбината в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков. В послевоенные годы комбинат явился надежным полигоном в стране по применению новейших достижений советской науки и техники, передовых методов организации производства и труда, за что группа инженерно-технических работников, проходчиков и ученых была удостоена Ленинской и Государственной премий СССР»,— отметил Президиум Академии наук Казахской ССР. Свои впечатления о городе и комбинате оставляют специалисты предприятий и организаций страны в книге отзывов музея Трудовой славы комбината. «Дорогие друзья! Мы, группа калужан, с большим интересом познакомились с Вашим замечательным музеем Трудовой славы, умело и глубоко отражающим специфику производства полиметаллического комбината и его достижений. Но самое главное в музее — люди труда, чьими руками создано все в нашей стране. Большое вам спасибо за огромный труд на комбинате, содержательный музей, за прославление советского человека. Большой привет вам от калужан, Калуги — родины Циолковского К. Э.!» — Заместитель председателя Калужского горисполкома Кондратьев. «От деревянной бадьи с конным приводом, до многоканатных подъемных машин, от «обушка» до самоходного оборудования — таков путь, пройденный горняками комбината Ачполиметалл за 50 лет благодаря доблестному труду рабочих и ИТР»- Махатов, г. Ленинабад. Теплые отзывы советских и зарубежных специалистов, многочисленных гостей свидетельствуют о высоком уровне интернациональной дружбы тружеников Кентау, о выдающихся достижениях полиметаллистов комбината, о победе советских людей над безводной пустыней, в которой когда-то был построен наш любимый город. К новым рубежамКто из нас не хотел бы приоткрыть завесу, за которой скрыто наше будущее, чтобы одним взглядом проникнуть в предстоящие открытия? Каковы будут те особые цели, которые поставят себе ведущие ученые и специалисты? Какие новые методы геологоразведки, добычи и переработ-ки руд будут открыты на широком и богатом поле инженерного творчества? Только имея ясную перспективу будущего, мы можем правильно направлять нашу работу в настоящем. И такая перспектива у нас имеется. Укрепление минерально-сырьевой базы комбината стало предметом обсуждения в ЦК Компартии Казахстана и Совете Министров Казахской ССР. Забота Коммунистической партии и правительства республики о перспективах развития комбината выразилась, помимо всего, и в увеличении ассигнований на геологоразведочные работы. В нынешней и будущей пятилетках резко увеличиваются объемы и темпы геологических исследований Каратауского региона. Южно-Казахстанским территориальным геологическим управлением, Институтом геологических наук имени К. И. Сатпаева и Казахским институтом минерального сырья составлен и утвержден генеральный план комплексных геологических исследований Каратауского региона на 1978—1985 годы. Работы по этой программе будут осуществлять 6 экспедиций Южно-Казахстанского территориального геологического управления, упомянутые институты с участием Всесоюзного научно-исследовательского геологического института и Казахского филиала Всесоюзного института разведочной геофизики. Разведчики недр Каратауской экспедиции объем основных работ увеличат в 2—2,5 раза. Наиболее сложная задача стоит перед геологической службой экспедиции. Ведь на протяжении полувека территория региона непрерывно изучалась, и сейчас трудно найти участок, соразмерный площади месторождения, где не пролегло бы уже несколько маршрутов геологов. Практически все выходы «коренных» пород внимательно осмотрены и обстуканы молотками. На долю нынешнего поколения геологов осталась возможность открытия лишь слабо проявленных на поверхности или вовсе «слепых» (не имеющих выхода на поверхность) месторождений с выявлением глубины залегания рудных тел и работа по переоценке месторождений, выявленных предшественниками и считающихся непромышленными или просто недоразведанных. Для этого есть достаточный набор современных технических средств. Однако трудно рассчитывать на успех, на новое открытие, не меняя подхода к изучению, организуя его по старым меркам. Работами предшествовавших поколений геологов, изучавших Каратау, отмечены десятки перспективных площадей, выявлены сотни проявлений рудной минерализации. Имея в своем арсенале примитивный разведочный инструмент, они смогли обнаружить лишь то, что лежало буквально под ногами. Безусловно, что подавляющая часть новых находок не будет иметь практической ценности, так как они представляют или вообще мизерные по масштабам скопления руды, или корневые части — «хвосты» давно размытых на поверхности месторождений. По мнению геологов, интересны лишь те рудопроявления, которые представляют собой верхушки «слепых» месторождений. Их и собираются в первую очередь исследовать геологоразведчики, хотя поиски «слепых» месторождений сильно затруднены. В состав Каратауской геологоразведочной экспедиции входит тематическая партия во главе с опытным геологом Ф. Я. Валеевым. От ее прогнозов и рекомендаций во многом будет зависеть, как скоро дорогостоящие: производственные работы окажутся сосредоточенными на высокоперспективных площадях и объектах. Геологи понимают, что, изучая на глубину рудопрояв-ление — индикатор или площадь, вмещающую «слепое» месторождение, очень легко ошибиться и прекратить работы буквально на пороге открытия. «Забракованный» для дальнейшей разведки объект на десятки лет может выбыть из сферы активного изучения. Успех поисковых работ и их экономическая эффективность во многом предопределяется квалификацией геологических кадров, их творческой активностью, исследовательской честностью и настойчивостью. В процессе поисковых работ перед геологоразведчиками стоят нелегкие задами. Первая из них — в совершенстве овладеть методами крупномасштабного структурного анализа рудоносных площадей, научиться расшифровывать фермы первозданных геологических тел и всю историю их последующих преобразований. Вторая — научиться расшифровывать и картировать руднометасоматическую зональность, верно определять структурную приуроченность трасс движения растворов, порождавших в далеком геологическом прошлом рудные месторождения, и по следам просачивания этих растворов перно определять кратчайшие пути к «слепым» месторождениям. Решение второй задачи основывается прежде всего на интерпретации аналитических данных. Выявление взаимосвязи между многими тысячами цифровых величин реально возможно только с использованием электронно-вычислительных машин. Решению этой задачи уделено в ближайшем будущем первостепенное значение. Важнейшая операция, занимающая в ходе поисков около половины общей стоимости работ экспедиции,— бурение. Поэтому в дальнейшем получит широкое внедрение прогрессивное гидроударное и пневмоударное бурение сплошным забоем без отбора керна. Научиться бурить больше и лучше — значит быстрее, надежнее выявлять и оценивать перспективные рудные объекты. Геологоразведчикам предстоит также внедрить экспрессные ядерно-физические методы определения свинца, цинка, барита в порошковых пробах из горных выработок и естественных обнажений. Трудовые успехи геологов — залог того, что большие задачи, поставленные перед коллективом экспедиции, будут успешно выполнены. Геологи стремятся обязательно отыскать новые подземные «кладовые» и тем самым продлить жизнь комбинату. Укрепление сырьевой базы комбината будет идти по двум путям. Первый — это разведка и быстрейшее введение в эксплуатацию новых рудных объектов в Каратау, детальная доразведка Миргалимсайского и Байжансайского месторождений. Уже осуществляется качественная доразведка нового перспективного свинцово-цинкового месторождения Шалкия, расположенного в 150 километрах от Кентау. Благоприятные географические и горно-геологические условия позволяют освоить это месторождение уже в начале одиннадцатой пятилетки. Широкое применение накопленного опыта по скоростной проходке горных выработок и внедрению высокопроизводительных комплексов самоходного оборудования позволит отрабатывать с высокой эффективностью Шалкиин-ское месторождение. До ввода его в эксплуатацию предусматривается дальнейшее увеличение переработки на Кен-тауской обогатительной фабрике руд, привозимых с месторождений Центрального Казахстана. В связи с этим планируется увеличение существующих производственных мощностей обогатительной фабрики. С целью усиления поисковых и разведочных работ в районах деятельности комбината при нем создан геологоразведочный участок, который будет заниматься выявлением новых перспективных запасов минерального сырья. Второй путь — разумное, хозяйское отношение к имеющимся запасам руды на разрабатываемых месторождениях, и прежде всего на Миргалимсайском, за счет снижения эксплуатационных потерь, которые еще весьма высоки. С этой целью широко внедряется система разработки месторождения с закладкой очистного пространства «хвостами» обогатительных фабрик и с обрушением налегающих пород. Это позволит на 3 — 4 абсолютных процента снизить потери руды в недрах и тем самым продлить срок службы предприятия и при неизменном уровне рентабельности сэкономить миллионы рублей капиталовложений. Внедрение этих систем ведется совместно с целым рядом научно-исследовательских институтов и Казахским политехническим институтом. Вскоре объемы закладки (преимущественно твердеющей) отработанных подземных камер будут доведены до 500 тысяч кубометров. Для выполнения такого объема работ проектируется мощный закладочный комплекс. Для закладки пустот будут применяться «хвосты» законсервированного Кантагинского хвостохранилища, содержащие 17—20 процентов ранее не извлекавшегося барита. Предварительное извлечение его из этих «хвостов» дает возможность повысить комплексность использования сырья и получить дополнительной продукции на сотни тысяч рублей. Перспективным мероприятием, направленным на снижение потерь руды в недрах, является разработка и внедрение технологии по вторичной отработке Миргалимсайского месторождения. Экономическая эффективность этого мероприятия состоит в том, что на рудниках будут добыты миллионы тонн руды с относительно высоким содержанием свинца, который считается сейчас безвозвратно потерянным. Другое направление в комплексном использовании сырья — раздельная добыча и переработка различных сортов руд. Это позволит уже в ближайшие годы полнее извлекать из руд полезные компоненты. Важная работа по комплексному использованию сырья планируется и осуществляется уже в Ачисайском металлургическом цехе. Специалисты комбината вместе с сотрудниками институтов Гинцветмет и ВНИИцвстмет получили здесь впервые в стране вельц-окись цинка непосредственно из окисленных цинковых руд, которые не перерабатывались до этого. Из вельц-окиси в цехе получают необходимые народному хозяйству готовые к применению цинковые белила. Здесь же отработана технология переработки отходов Чимкентского свинцового завода — металлургического шлака— для получения металлического цинка и цинковых белил. Таким образом будет решаться задача максимального использования рудного сырья с целью увеличения объема выпуска товарной продукции. Успех во многом зависит от связи нашего предприятия с научно-исследовательскими институтами. Очень важно, чтобы все научные разработки осуществлялись в минимально короткие сроки. Для научно обоснованого разрешения сложных проблем комбинат сотрудничает с десятками институтов. У нас создана собственная научно-исследовательская производственная база, в лабораториях которой рождаются новые методы добычи и переработки руд, оборудование и механизмы, вытесняющие непроизводительный ручной труд. В будущем планируется значительное расширение научного центра комбината. Внедрение на нашем и других предприятиях отрасли новых методов ведения очистных и проходческих работ с использованием самоходного оборудования требует принятия кардинальных мер по централизации изготовления комплексной технологической оснастки для горных выработок различного назначения и параметров. На основе строящейся ромонтно-механической базы комбината планируется создание крупного машиностроительного завода. С вводом его в действие можно будет еще успешнее работать над созданием новых технологических схем добычи руд и проходческих комплексов, испытанием и серийным выпуском нового горно-рудного оборудования. Это позволит также наладить выпуск запасных частей к самоходному оборудованию и централизовать его ремонт. На базе комбината и входящих в его состав Всесоюзного специального шахтопроходческого управления, научно-исследовательской производственной базы и будущего машиностроительного завода намечается организовать производственное объединение. Создание его будет осуществлено в два этапа. На первом этапе планируется укомплектование кадрами шахтопроходческого управления, специализированного проектно-конструкторского бюро, строящейся ремонтной базы, ее обеспечение металлообрабатывающим оборудованием. Эта база должна стать промежуточным звеном в создании первой очереди машиностроительного завода. На втором этапе (до 1982 года) завершится строительство и состоится пуск завода. Широкий размах получила на комбинате в последние годы работа по ускорению научно-технического прогресса. И если еще вчера горняки благоговели перед новым видом орудия труда — самоходным гусеничным оборудованием с электрическим приводом, а позавчера — перед обычными перфораторами, то сегодня они управляют высокопроизводительным дизельным оборудованием, а завтра будут управлять добычей руды, не спускаясь в забои. Конечно, это пока мечта. Но давно ли мечтал горняк об оборудовании, которым он управляет сейчас?
Автоматизация и механизация абсолютного большинства технологических процессов добычи и переработки руды — такова наша цель на ближайшее будущее. Она зиждется на уже проделанной работе по автоматизации, о которой мы рассказали выше. Создание АСУТП на Кентауской обогатительной фабрике и машиносчетной станции — первый этап на пути создания автоматизированной системы управления комбинатом в целом. Скоро будет внедрена первая очередь автоматизированной системы управления процессом обогащения руд на обогатительной фабрике, осуществлено автоматическое регулирование основных параметров технологического процесса вельцевания шихты в металлургическом цехе. Задача завтрашнего дня — внедрение комплексной системы управления качеством труда и продукции (КСУКТП) на базе стандартов предприятия. Работа эта ведется на нашем комбинате по перспективному плану. В недалеком будущем система управления качеством станет составной частью автоматизированной системы управления. Ее внедре-ние позволит поднять на новую высоту качественные показатели предгриятия. На рудниках комбината и дальше будем широко внедрять высокопроизводительное самоходное оборудование, новые прогрессивные системы разработки, увеличивать долю добычи с помощью прогрессивной технологии. Особое внимание уделяется ликвидации ручного труда на вспомогательных работах за счет создания широкого комплекса механизмов и приспособлений. Численность рабочих, занятых ручным трудом, сократится еще на 14,1 процента. Усилия горняков комбината будут направлены на освоение мощностей 22—31-го горизонтов рудника Глубокий. Очистные работы, таким образом, должны будут вестись на глубине свыше 900 метров. Эта особенность повлечет за собой необходимость решения дополнительных проблем, связанных с ведением горно-подготовительных и очистных работ на необычной для комбината глубине. Обогатители и металлурги продолжат работу по совершенствованию технологии переработки руды, повышению качества выпускаемых концентратов, изучению и внедрению новых прогрессивных реагентов и схем, повышению комплексности использования сырья. Лозунг Советского государства «Все во имя человека, все для блага человека» как нельзя лучше определяет нашу работу сегодня. Постоянно заботиться об улучшении условий труда людей, об их здоровье — задача первостепенной важности. Избавить людей от тяжелого физического труда, от труда однообразного, монотонного, не требующего работы мысли,— наша ближайшая цель. Посмотрите, как уже сегодня изменился тяжелый труд горняка! По существу, он превратился в труд оператора по управлению горной техникой. В связи с этим повысилась и его квалификация, она у передовых рабочих не уступает теперь квалификации мастера. Повышение квалификации ИТР и рабочих предусмотрено и в дальнейшем. С каждым годом она должна расти вместе с внедрением нового оборудования. Намечено продолжить испытания смонтированных на шасси самоходного оборудования различных приспособлений для механизированной оборки кровли и бортов подземных выработок, поиски средств дальнейшего снижения вибрации ручных и телескопных перфораторов, исследования методов полной очистки загрязненного выхлопными газами воздуха. Вскоре горнорабочие будут полностью обеспечены в подземных условиях горячим питанием. Этими мероприятиями, разумеется, не заканчивается наша забота о людях, связавших свою судьбу с комбинатом. На нашем предприятии разработан обширный план, который предусматривает дальнейшее улучшение не только труда, но и быта трудящихся и их семей. Для них решено построить дополнительно десятки тысяч квадратных метров жилой площади, детский комбинат на 280 мест, новое здание общежития для малосемейных. Для улучшения медицинского обслуживания уже возводится больничный городок с поликлиникой на 500 посещений. Ежегодно 370 работников комбината будут выезжать в санатории и дома отдыха, 55 — в туристические поездки. В зонах отдыха комбината будут отдыхать 10—11 тысяч человек, 2500 школьников побывают в пионерских лагерях. Зто лишь часть той большой программы, которая намечена на ближайшие годы. На выполнение ее направлены усилия всего нашего коллектива. Взглядом вперед, в будущее, мы и хотели бы закончить наш рассказ об Ачпсайском ордена Октябрьской Революции комбинате, о его жизни, успехах, о его замечательных людях. В заключение авторы выражают искреннюю благодарность работникам комбината М. Ж. Битимбаеву, Е. А. Горшковой, В. П. Иванову, Э. П. Кузьмину, И. И. Куликову, Л. Л. Левитину, И. Н. Нуралбаеву, П. П. Сидоренко, А. С. Хлыстову, 3. А. Шабанбаевой и другим товарищам за содействие и помощь в создании этой книги, за ценные сведения и советы. С.М.Мауленкулов, Г.С.Попов
К сожалению всем этим мечтам уже не удастся сбыться... Уже в 80-х годах прошлого века залежи свинцовой руды начали истощаться... Начали добывать руду с низким содержанием свинца, которую раньше считали за пустую породу... Всё дальше и дальше от родимого города уезжали горняки на выработки вахтовым методом... Многие жители выехали на свои этнические Родины - Грецию , Израиль , Россию... Да и сам город с распадом СССР, начал просто изменяться на глазах... Уже никто не поливал этот зелёный оазис, деревья сохли , а зимой их просто вырубали - небыло в домах отопления... Но память о том, родном и любимом Кентау у многих всё ещё в сердцах! Надеемся , что настанет время и Кентау снова возродится из пепла , как птица Феникс! Живи и процветай КЕНТАУ!!!
Смотрите также:
Нравится ли вам данная статья?
Не забудьте оставить комментарий |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Кентау 2014 - 2024 копирование материалов разрешено только при условии размещения гипер ссылки на сайт kentuki.kz | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||