Мечта детства
Мамедов Айтхан Бачат-оглы. Родился третьего марта 1969 году в поселке Хантаги. Отец Бачат работал водителем в автотранспортном цехе комбината «Ачполиметалл». Мать Эхтивар работала путевой рабочей в желдорцехе этого же комбината. Вместе с женой Мариной Темразовной воспитывают детей Аластан, Омиргуль и двух внуков. После Армии работал на том же предприятии, на котором когда то работал его отец Бачат. После банкротства комбината профессии своей не изменил и перешел работать в ТОО «Транзитсервис» также водителем. Айтхан еще до Армии выучился на автослесаря, а дополнительно к нему получил и водительские права. Выбор профессии был неслучайным. Уже десятилетним парнишкой Айтхан ходил в дальние рейсы с отцом, который работал водителем. А когда Бачат ата дал порулить, мальчик и вовсе загорелся мечтой стать водителем.
В 1987 году призвался в ряды Советской Армии. Часть находилась в поселке Червонознаменке Одесской области Украины. Войска гражданской обороны. В части, где служил Айтхан в это время несли службу и призванные с запаса 30-40 летние мужчины. Казармы были переполнены. В августе выехали с расположения части. Остановились рядом с трассой Киев – Чернобыль где расположился огромный палаточный лагерь. Ряды квадратных палаток цвета хаки тянутся без конца и края – до темно-зеленой полосы леса на горизонте.
Водителей из его части «пересаживали» с машины на машину. Ездил на всех марках машин. Приходилось ездить и на ПММ (поливо-моечные машины), привычные для городского ланшафта – «поливалки», а также на пожарных автомобилях. Улицы и дороги поливались еще и для того, чтобы радиоактивная пыль не поднималась в воздух. Ездил на БТР. Бронетранспортеры часто использовались для патрулирования зоны и для защиты личного состава (в основном начальства) от радиации при их поездках на станцию. Как верно заметил Айтхан, «гражданской техники для борьбы с последствиями ядерной аварии просто не существует». Гражданские и военные автомобили одной и той же марки и модели существенно отличаются друг от друга. Поэтому одним из первых на помощь пришли именно военные автомобили. Батальоны спецобработки занимались дезактивацией АЭС, дорог, городов и сел. А батальоны радиационно-химической защиты занимались разведкой радиационной и химической обстановки местности. Если посмотреть съемки хроники тех лет, то можно увидеть, как по улицам Припяти едут БТРы и моют асфальт пеной АРСы – автомобильные разливные станции (автомобиль с цистерной и шлангами со щётками для помывки техники, состоит на вооружении войск химзащиты). БРДМ для радиационной разведки местности. Так за время пребывания в опасной зоне с августа 1987 по май 1989 года наш герой оседлал и объездил все машины, которые были на вооружении в войсках гражданской обороны.
– «Какие у вас остались впечатления от работы в Чернобыле?» спрашиваю я у нашего героя.
-«Чернобыльская трагедия, на мой взгляд, стала одним из последних убедительных примеров взаимопомощи народов бывшего Союза. Ошеломила, но не испугала. За все время службы с ними не было ни
одного случая дезертирства или отказа выйти на рабочее место». Ответ меня никак не удивил. Все мы родом из СССР.
Р.S. Мечта детства исполнилась с лихвой. Айтхан Бачар-оглы Мамедов и сегодня за баранкой и «мотает километры». Сын Аластан по стопам предков не пошел. Он специалист по информационным технологиям. Работает на местном телевидении «Икар». Видимо, времена требуют перемен.
Абдугаппар Акибаев
Автор памятника «Героям-чернобыльцам посвящается»
Нравится ли вам данная статья?
Не забудьте оставить комментарий
|