|
| |
|
И были они в почете
Койшыбаев Кенбай Альсеитович. Родился 15 февраля 1957 года в городе Кентау. Срочную службу отслужил в глухих лесах Брянщины. Оператором радиолокационной службы, в войсках противовоздушной обороны. В 1977 году пошел работать проходчиком на рудник «Глубокий». В 1982 году перевелся на участок самоходного оборудования СШПУ (специализированного шахтопроходческого управления). В ликвидации последствии катастрофы на ЧАЭС участвовал в июне 1986 года. Ездил с третьей вахтовой сменой. …Ночью пришли люди с места работы и принесли командировочное удостоверение. Сказали, что: « - завтра утром за Вами приедет машина. Едете в Чернобыль. А если откажетесь ехать, то все равно призовут через военкомат»,- пригрозили они. Отказываться от поездки наш герой и не думал. Весь Советский Союз, в том числе и кентаусцы перечисляли деньги на счет пострадавших. Оказывали и практическую помощь. Сотни посланцев нашего города ехали к месту аварии, чтобы принять участие в ее ликвидации. Утром за ним заехали на «РАФ», его и еще несколько человек повезли в аэропорт города Шымкент. С пересадкой долетели до Киева и по указанному адресу в командировочном удостоверении прибыли в штаб ликвидации аварии. Народу было очень много, но регистрация прошла организованно. После, сели в автобус, а когда все места заполнились, автобус выехал в город Чернобыль. Жили в общежитии интерната. Работал непосредственно на территории взорвавшейся станции. К тому моменту уже строился объект «Укрытие», прозванный позже народом «саркофаг». Хоть и опалубки строились в Киевском авиастроительном заводе, точной стыковки и монтажа удавалось редко. Места нестыковки латались, а на случай побега бетона, отсыпалась предохранительная дамба из щебня и песка. Вот на это строительство дамбы и направили нашего героя. Работали по часу. Работал машинистом погрузочно-доставочной машины «TORO-350». Управлял машиной на расстоянии, находясь на башне «танке». Это специально построенный для Чернобыля броневик на базе среднего танка. Из-за высокого уровня радиации приемник дистанционного управление через некоторое время начинал «глючить». Все команды выполнялись неправильно. Машинисты называли это явление: «убежала машина». Часто меняли приемники ДУ. А этот эпизод запомнился ему особенно: с краю площадки стояла пожарная машина и мешала маневру. « - Нельзя ли его отодвинуть чуть в сторонку?»- попросил наш герой. « - Вытолкни погрузчиком, а если не получится, кантуй или переворачивай»- ответил «бугор». Перекатывать, кантовать и мять бока новой машины не хотелось, даже зараженную и списанную, и он аккуратно ковшом, сначала развернул, а потом вытолкнул с площадки пожарную машину. А на следующий день он не увидел ее, видимо вывезли в могильник зараженной техники.
Машинистов критически не хватало. В конце июня одну погрузочную машину, которая работала в чистой зоне, увезли в город Вышгород. Там были организованы курсы по подготовке машинистов ПДМ, а именно с дистанционным пультом управления и этот погрузчик «превратился» в учебное пособие. А вскоре приехали и первые украинские машинисты, специализирующие на «TORO-350». Всего с мая до декабря 1986 года, только машинистов ПДМ (не считая других специалистов) комбинат «Ачполиметалл» командировал семь вахтовых смен. Все наши ребята работали добросовестно и были в почете. Отработал месяц. Но работа в опасной зоне вскоре дали о себе знать. В1991 году наш герой стал инвалидом 2 группы.
Сегодня Койшыбаев Кенбай Альсеитович вместе с супругой - Гайша Абуламитовной воспитывают детей Толеген, Баглан и Меруерт.
С Днем рождения города Вас Кенбай Альсеитович! Здоровья и счастья Вам и Вашей семье!
Абдугаппар Акибаев
Автор памятника «Героям-чернобыльцам посвящается»
Нравится ли вам данная статья?
Не забудьте оставить комментарий
|
|
|
|
|