|
| |
|
Как Минцветмет помог Минсредмашу
Абдраманов Сейлбек Тореханович. Родился в 1954 году 15 мая в совхозе Майдамтал Туркестанского района. Учился в школе-интернат №2 города Кентау. В 1974 году призвали в ряды Советской Армии. Срочную службу проходил в городе Липецк в России. Уволился в запас 1976 году июне месяце. Служил во внутренних войсках, специалистом служебно-розыскных собак. В этом же году женился на Улбале Бекжигитовне, вместе помогали родителям воспитывать младших, поддерживали старших братьев на время учебы. Сейчас с супругой воспитывают дочерей Сауле, Асем, Галию, сына Даурена и восьмерых внуков. Трудовую деятельность начал на автобазе треста «ГлавЮгСтрой» автоэлектриком. Затем перевелся на Кентауский экскаваторный завод сборщиком. Заочно окончил Кентауский горно-металлургический техникум и уже, как дипломированный специалист, устроился на рудник «Миргалимсай». Работал электрослесарем на самоходном участке 9 - Север.
1986 год. Был обычный рабочий день. Время подходило к середине смены, когда позвонили на участок и попросили срочно выйти «на гора». В табельной девушки попросили пройти в кабинет Толепбергенова. Когда пришел, то увидел заведующего по горным работам Абдыкадыра Толепбергенова и инспектора отдела кадров. После приветствия Сейлбеку сообщили, что поедет в Чернобыль в спецкомандировку.
«-Две финские погрузочно-доставочные машины «TORO-350» поломались и их надо срочно отремонтировать. Как только отремонтируете, возвращаетесь назад» - сказал Толепбергенов.
«- Поедете вдвоем, с тобой еще поедет слесарь с рудника «Глубокий» Владимир Лимарь» – продолжал он. Это было указание по телефону министра цветной металлургии. В свою же очередь министр выполнял приказ (читай: решение очередного оперативного собрания) правительственной комиссии по ликвидации последствий аварий на ЧАЭС. Тогда все было организованно. Достаточно одного телефонного звонка — и решение принято, сейчас на согласование уходят месяцы, а тогда достаточно одного звонка, чтобы решить практически любую проблему. Нет ни одного человека, кто бы отказывался от помощи, от работы. И так на всех уровнях. Все действовали оперативно и самоотверженно.
Итак, вернемся к нашему герою. На сборы дали пол дня. Как и все «комбинатовские», легкие на подъем и привыкшие к командировкам Сейлбек Тореханович на следующее утро в назначенный час прибыл к зданию комбината. На служебной машине довезли до аэропорта города Чимкента и проводили на самолет рейсом Чимкент - Киев с пересадкой в Москве. В Киев прилетели поздно вечером. На командировочном удостоверении был указан адрес гостиницы, где находился координационный штаб, куда их и заселили. На следующее утро, в штабе, направили наших героев на речной вокзал. По Днепру на пассажирском речном теплоходе, любуясь на потрясающую от красоты природу, добрались до места назначения. На пристани Чернобыль их ждали, встретили и привезли в организацию УС. Переодели в спецодежду и на маленьком автобусе, за час езды, приехали на какую-то базу близ атомной станции. Там им показали погрузчики, которых нужно было отремонтировать. После осмотра решили начать с быстро устраняемой поломки. На одном был пробит картер. Такое бывает, когда управляют техникой дистанционно. С некоторого расстояния можно не заметить и наехать, наскочить, а то и перепрыгнуть через груду. Сняли картер, заварили аргонной сваркой с одной стороны. С другой стороны «заклепали» хитромудрым горняцким способом. За день запустили. Со вторым, также, не пришлось долго возиться, хотя визуально машина стояла целехонькой. Причину выявили и запустили так же за один день. Теперь домой. Вот и отметки поставили на командировочных удостоверениях. Но тут их приглашают к заместителю министра среднего машиностроения. Напомню возведения объекта «Укрытие» (официальное название сооружения согласно проекта), а в народе «саркофаг», было поручено именно этому министерству. Заместитель министра простой с виду мужик, хотя как уже заметили наши герои, отношения между начальниками и подчиненными были свойскими, простыми. Будь то генерал и солдат или же министр с рабочим. Сам зам- министра среднего машиностроения просит остаться и поработать еще несколько дней водителями этих самых «TORO-350». Его не смущало и то, что перед ним слесари-ремонтники, а не машинисты-водители и разрешительные документы на вождения они не взяли с собой. Обещали внеочередной оплачиваемый отпуск и премии. Дело в том, что должны были приехать машинисты-водители из Тырныауза, но по непонятным причинам они не приехали. Пришлось обоим остаться, и взялись за дело. Где-то на расстоянии трех километров от станции в лесу велось строительство трех могильников. Первые два могильника заканчивали, а третьи еще копали. Что они из себя представляли? Говоря профессиональным языком горняков - это был карьер с одним уступом и с одним съездом. Глубина 20 метров. Размеры по дну карьера составляли в ширине 30 и длиной около 50 метров. Борта и дно устилали водоупорной глиной похожей на тойтопырак (бентонитовая глина). В него сбрасывали радиоактивный мусор и закапывали. Сверху выставляли предупредительные и запретные знаки. Итак, подвезли их к могильнику на БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина). Не доезжая около 500 метров, не выходя из техники, подключились к пультам. Контроль уровня масла, воды и другие параметры отражались на пульте. Завели двигатель и врезались в грунт (грунт был песчанистым и мягким) и вывозили на поверхность. Ориентировались по меткам, но иногда и выглядывали, чтобы посмотреть в бинокль на место работы. Позже они были свидетелями, как на первый могильник сваливали товары и продукты с магазинов зоны отчуждения. На второй могильник вертолетом сбрасывали разную сельхозтехнику. Строительство могильника закончили, а группы из Тырнауза до сих пор нет. И тогда снова Сейлбека и Владимира попросили остаться. На этот раз их перекинули на причал разгружать баржи. В зоне отчуждения проработали с середины сентября и весь октябрь 1986 года.
По приезду в город сразу же приступил к своей основной работе. А в 1987 году весной отказали ноги и спина. Пролечился в больнице. Лечил врач невропатолог, сам в прошлом ликвидатор Аккалиев М. Б. Отправили на врачебную комиссию, где вывели на инвалидность и на легкий труд. Через несколько лет болезни снова дали о себе знать. Абдраманов Сейлбек Тореханович сейчас не работает, сидит дома. Дети не разрешают, берегут отца. Здоровья и счастья Вам Сейлбек Тореханович, Вам и Вашей семье!
Абдугаппар Акибаев
автор памятника «Героям - чернобыльцам посвящается»
Нравится ли вам данная статья?
Не забудьте оставить комментарий
|
|
|
|
|