Яндекс.Погода






  Досуг
Рестораны
Кафе и бары
Гостиницы
Бильярд
Игровые клубы
Бани и сауны
Салоны красоты
Организация свадеб
Ролик клуб
Залы торжеств
  Образование
Школы
Колледжи
ВУЗы
Детсады
Спортшколы
Автошколы
 Медицина
Больницы
Поликлиники
Роддомы
Аптеки
Стоматологии
Ветеринары
 Спорт
Фитнес
Спортивные секции
Спорт магазины
 Культура и СМИ
Телевидение
Газеты и журналы
Библиотеки
Музеи
Дома культуры
Религия
 Бизнес
Банки
Страхование
Рекламные агентства
Нотариусы
 Транспорт
Вокзалы
Такси
Маршрутные такси
Автомойки
Автозапчасти
Автосервисы
АЗС
 Торговля
Рынки
Быт.техники
Компьютеры
Цветы
Окна и двери
Магазины
Фотосалоны
Ювелирка
Обмен валюты
Строй магазины
Мебель на заказ
 Органы власти
Акимат
МВД
МЧС
ЦОН
ГАИ
МИН.юстиций
Военкомат
 Галерея
Фото Галерея
Видео Галерея
Игры
  Прочее
Админ
Помощь сайту
Контакты






Проходчик и полковник

Ушаков Евгений Константинович родился в 1949 году в Саратовской области. В том же году его, трехмесячным ребенком, вместе с братом родители привезли в поселок Миргалимсай. В 1956 году пошел в первый класс школы имени Ворошилова (после, школа носила имя Н. Крупской, в настоящее время  школа №2 носит имя Ш. Канайулы). Окончил профессионально-техническое училище по специальности плотник. В 19 лет призвали в армию. Отслужил срочную службу в ракетных войсках в городе Костроме.

Воспитал двоих детей сына и дочь. Сын Игорь работает в России. Дочь Наталью выдал замуж. Сейчас она проживает в Греции.

На момент взрыва реактора на Чернобыльской атомной электростанции работал проходчиком на руднике «Глубокий». И уже 1 мая 1986 года он одним из первых из нашего города, добровольцем, поехал на ликвидацию. Устроились. Повели и показали, где находится столовая. Поужинали и пошли спать. На следующее утро позавтракали и снова лежбище. Пошли на обед, отобедали. Повара сказали, что на ужин захватите с собой сухой паек. Сухой паек достаточно богат: тушенка говяжья, каша консервированная, сгущенное молоко, хлеб, чай, сухофрукты. Отоварились и снова в потолок плюют, лежат не знают, что делать и чего ждать. А может и забыли про них то. Об этом, наверное, неправильно писать и все же… Как правило, непьющих горняков и тем более проходчиков в природе не бывает. А если не пьет, то он или больной, или закодированный, что для меня, например, одно и то же. И пошли «глубочане» в магазин за водкой. В магазине водки нет. Сухой закон. А может из-под прилавка? Попробовали договориться, тщетно. Делать нечего. Вышли из магазина, а навстречу старик. -Отец где можно водки купить? -А нигде, вот несите хлеба побольше, а я вас угощу. Живо принесли весь сухой паек и в гости к старику. Старик оказался возвращенцем. (возвративщийся самовольно после эвакуации). Выпили они тогда что-то свекольного то ли браги, то ли самогона, но что-то пахучее, смрадное, хоть нос затыкай. И пошли спать. Что было дальше?  Времени еще не было десяти вечера. Тут открывается дверь и в разящую перегаром комнату входит полковник с майором. «Всем встать!»- командирским голосом скомандовал полковник. «Да, пошел ты на…»- ответил адмиральским голосом Ушаков и перевернулся на другой бок. Кто поднял голову, а кто-то присел на кровать, но только не  Евгений Константинович. Ну все! Это капец… подумали горняки, но к счастью, ошиблись. Полковник крякнул в кулак, взял на два тона ниже и спросил: «Так, все ребята, кончай бездельничать. Вы, будете шахтеры из Кентау?».  «Мы будем горняки из Кентау» - не унимался проходчик. Позже, благодаря или с легкой усты этого  полковника, Евгений приобретет новенькую «Волгу». Ту самую, что тогда ездили боссы  уровня не ниже секретарей обкомов. Но это случится немного позже. А пока…

Пока.

«На погрузчиках работали?»- спросил полковник. «Да»- ответил за всех проходчик, даже не спросив, что за погрузчик. Он был уверен в себе, ибо проходчик на руднике «Глубоком» больше чем проходчик. Он и скреперист, взрывник, откатчик и машинист. Причем не только ездок, но и механик. Где надо сам и поломку починит. «-Замечательно. Тогда завтра подъем ровно в шесть. Завтрак и поедем в Киев. Пригоним технику. Поедут все. А я ваш командир взвода». Приехали в Киев. В порту на трех баржах новенькие ТОRО-350, аж шесть штук. Сверкают. Эту финскую технику с дистанционным пультом управления в Союзе первыми на испытание привозили, как раз-таки, в наш комбинат «Ачполиметалл», на Миргалимсайское месторождение. Из очистной камеры вывозили отбитую руду без входа в нее (в очистное пространство) человека. Ребята быстро поделились на шесть бригад. Как положено, проверили уровень масла, тормозную систему, охлаждающую жидкость. После всех этих процедур наступил черед запуска двигателя и выезд. Все пять машин запустились с первого раза и выехали успешно. Машина бригады Ушакова не заводилась. Начали искать причину. Тут вскрикнули хором следившие за всем этим процессом сопровождающие технику, гражданские люди. Ничего не трогайте, ничего не крутите, будем приглашать специалистов с завода-изготовителя завопили они. Они, наверное, не знали кто такие кентаусцы и глубочане. Так вот. Уже отработанными действиями, поочередно стали проверять, возможные причины. Причину обнаружили быстро. Воздушные фильтра были забиты какими-то бумагами. Так обычно горняки подшучивали над молодыми машинистами. Но тут некому было шутить. А как возгордился полковник довольный и удовлетворенный действиями своих подчиненных. «Форсирование Днепра» прошла успешно. Машины выстроились походным маршем в колонну. Впереди и сзади колонны спецмашина с мигалками военной автоинспекции. Последний инструктаж перед выездом. Но опять встревает наш проходчик. «Машины новые, а значит на обкатке, скорость движения и остановки регулировать будем мы»-твердо сказал он. Специалисты и военные переглянулись, но после полушутливого голоса полковника «Понятно, нет?» согласились. Так и доехали они до города Чернобыль. Загнали на стадион. На следующее утро установили радиостанции, переключились на радиоуправление и провели испытание всех машин. Испытание прошло успешно, все станции дистанционного управления работали исправно.

…Задача была не сложная. Необходимо построить дамбу из гравия и песка вокруг реактора, чтобы бетон не убежал в случае пролома или потека. Это обеспечит непопадания того самого бетона в каналы охладители, которые находятся по все стороны реактора. После облачения в средства индивидуальной защиты, провели инструктаж. Время пребывания определили в двадцать пять минут. Команда: «По машинам !!!». Быстро подъехали к высыпанным гравийно-песчаным смесям и оставили машины вблизи. Отбежали назад, где их поджидала бронированная техника, к которому должны залезть машинисты дистанционного управления. Включились в пульты управления и на тебе: станции вчера только на стадионе прошедшие испытания, отказывались работать. Перепробовал все, что только мог. Даже вылез из кабины, вопреки инструкции, но увы…Быстро пролетели двадцать пять минут, по рации «танкисту» (по Ушакову) передали возвращаться обратно, так как и с последующими машинами произошла такая же катавасия. Словно взбунтовались все разом.    Выгнали обратно технику вне зоны и снова пульты дистанционного управления заработали. Наш проходчик давно уже заметил, что некоторые ликвидаторы, которые ходили на крышу здания реактора вырубали из свинцовых листов фартуки, стельки, трусики (прошу прощения). А еще видел обшитые свинцом кабины грузовиков.   Сказать, что его осенило, было бы слишком громко, но попробовать можно. Высказал свое предложение полковнику, тот специалисту. Быстро привезли рулон свинца вырезали и окутали аппаратуру. Проходчик нашел, где-то кусок медной проволоки и смастерил дополнительную антенну. Полковник смотрел на него как на Эйнштейна. «Ну то, что свинцом обмотать - догадаться не трудно, а откуда тебе про антенну известно?, ты же вроде шахтер»,- вопрошал полковник. «-А мы так на транзисторных радиоприемниках усиливаем прием чтобы слушать музыку не только Кентауских, но и Туркестанских шарманщиков - радиохулиганов». (в недалеком прошлом, когда не было сотовых телефонов, цифровых проигрователей и интернета, радиолюбители к ламповым радиоприемникам монтировали самодельную приставку и гоняли в эфире музыку. Этаки частная радиостанция. Милиция их за это ловила и наказывала). Полковник постеснялся задать следующие вопросы и сделал вид, что все понял. За сегодня наш проходчик отработал свои 25 минут, но и отдавать на испытание свой ноу-хау тоже не хотелось. Велась негласная конкуренция с ребятами из Кабардино-Балкарии, Норильска, Владивостока, Челябинска. Эти ребята тоже из системы Минцветмета, как и они, командированные. В том смысле, что не призванные из запаса через военкомат.  Проходчик уверенным голосом сказал (не просил), что поедет сам. Голос его прозвучал настолько твердо и уверенно, что все согласились единогласно. Затем история повторилась. Едет впереди на погрузочно-доставочной машине наш герой. Следом едет бронетехника. Машинист переключается на радиоуправление, оставляет  TORO-350, сам бежит на бронетехнику, чтобы уже оттуда управлять машиной и  о чудо… ПУЛЬТ ЗАРАБОТАЛ. Проходчик быстро начал строить обваловкуНа радостях 25 минут пролетели, как две секунды. По рации уже скомандовали «возвращаться». В азарте наш проходчик проработал еще немного, пока «танкист» не стал отъезжать. Погрузчик глушить не стал, через десять минут подъедут другие «танкист» и машинист. Пропускаю процедуры умывания, переодевания, дозиметрический контроль и сразу же о том, как его встретили. Встретили его представительные люди, не хуже Гагарина. По крайней мере, ему так казалось. А полковник его обнял. Так же как и три дня назад, когда он починил технику и  «форсировал Днепр».  Вечером пришел полковник, довольный такой, и с гостинцем. С едой недостатка не было. Даже заморская колбаса «Салями» их не так обрадовала, как пару бутылок водки. Его где-то там наградили и объявили что-то. А еще ему рассказали, что пару дней назад столкнули в провал реактора абсолютно новый трактор с дистанционным пультом управления, которого на вертолете высадили на крышу реактора. Причина такая же: из-за высокой радиации не работал блок дистанционного управления!!! А обратно вывозить нельзя, сильно заражена радиацией.     

Быстро пролетели полтора месяца работы. Приехала смена во главе со Смирновым Александром. Ох как нахваливал полковник наших ликвидаторов начальнику машиносчетного отдела комбината «Ачполиметалл». Наступил черед прощания и вылета. Вылетели из Киева в Москву, где на удивление, их встретил сам Министр цветной металлургии СССР  П.Ф.Ломако.  Петр Фадеевич поблагодарил за самоотверженный труд. Спросил, как вознаградить своих подопечных и одновременно свой электорат (В депутаты Верховного Совета СССР Петр Фадеевич неоднократно избирался из нашего региона). Кто-то попросил квартиру, а наш герой не из робкого десятка, попросил немного-немало автомобиль «Волгу».  Сейчас, наверное, с трудом верится, что министры и депутаты выполняют свое обещания, но тогда наши ребята получили обещанное, сполна. Вот так, благодаря проходчику, получил поощрения полковник, а благодаря полковнику получил подарок проходчик. Да-да наш герой Ушаков Евгений Константинович, тоже получил свою «Волгу»!!!. Когда я пишу «получил» я имею в виду «купил без очереди», что по тем временам было равноценно. Правда потом поменял на коттедж, в котором сейчас заслуженно отдыхает на пенсии. Поначалу, конечно, не хотел министерский подарок менять на что-либо, уговорил-таки его лучший друг, фамилию, которого я преднамеренно не называю. Потом…потом начались болезни. Евгений Константинович дважды лечился в Киеве. Делали полное переливание крови, пересадку костного мозга. Лечили специалисты из Японии, у которых богатый опыт лечения лучевых болезней. Поставили на ногу. Но болезнь не пропала совсем. Всякие болячки мучают до сих пор. Поехал бы наш герой сейчас, если не дай бог случись такая беда, я не знаю. С таким характером, наверное ДА…  Самопожертвование и патриотизм, вот слова, которые применимы к людям той эпохи, эпохи людей высшей пробы! С днем рождения города Вас, Евгений Константинович! Здоровья и долгих лет!


Бывший маркшейдер рудника «Глубокий»
Абдугаппар Акибаев 







Нравится ли вам данная статья?

Нравится











Не забудьте оставить комментарий




















Система Orphus



© Кентау 2014 - 2017 копирование материалов разрешено только при условии размещения гипер ссылки на сайт kentuki.kz