Яндекс.Погода






  Досуг
Рестораны
Кафе и бары
Гостиницы
Бильярд
Игровые клубы
Бани и сауны
Салоны красоты
Организация свадеб
Ролик клуб
Залы торжеств
  Образование
Школы
Колледжи
ВУЗы
Детсады
Спортшколы
Автошколы
 Медицина
Больницы
Поликлиники
Роддомы
Аптеки
Стоматологии
Ветеринары
 Спорт
Фитнес
Спортивные секции
Спорт магазины
 Культура и СМИ
Телевидение
Газеты и журналы
Библиотеки
Музеи
Дома культуры
Религия
 Бизнес
Банки
Страхование
Рекламные агентства
Нотариусы
 Транспорт
Вокзалы
Такси
Маршрутные такси
Автомойки
Автозапчасти
Автосервисы
АЗС
 Торговля
Рынки
Быт.техники
Компьютеры
Цветы
Окна и двери
Магазины
Фотосалоны
Ювелирка
Обмен валюты
Строй магазины
Мебель на заказ
 Органы власти
Акимат
МВД
МЧС
ЦОН
ГАИ
МИН.юстиций
Военкомат
 Галерея
Фото Галерея
Видео Галерея
Игры
  Прочее
Админ
Помощь сайту
Контакты






«Это был подвиг, в бою чудес не бывает!»

Есжанов Шамшат Инаятович родился 13 декабря 1967 года в городе Кентау.
В 1974 году пошел в первый класс школы №1 имени Алтынсарина. До призыва в ряды Вооруженных Сил СССР  выучился  и получил специальность водитель-автомеханик. В 1985 году за победу на Всесоюзных соревнованиях по вольной борьбе в городе Фрунзе (ныне Бишкек) защитил звание Мастера Спорта СССР.

Учились мы с ним в одной школе. Шамшат на два года младше меня (в детстве разница ощутима), и потому я познакомился с ним в девяностых, когда он был лидером ОБГ (организованной байкерской группировки). Мотоциклисты на «Явах» собирались вместе. Чаще всего это было на Атабайском подъеме.

Разговор в тему сразу как-то не пошел. Мы хохотали, радовались, вспоминали какие-то свои истории и, перебивая друг друга, вставляли забавные детали. Вспомнили Ерлана, который автогеном плавил «татровские» поршни в чушку и точил из них «явовские» на станке. Мырзахана, который лучше всех разбирался в ремонте мотоциклов. Это он придумал ездить без аккумулятора, установил генераторы на магдине. Этот глушители вверх приподнял, тот амортизаторы удлинил. И все это обсуждалось на сходке. Если твоя «Ява» не завелась с одного легкого пинка, считай, подмочил репутацию.  При встрече «Явисты» мигали друг другу фарами. Это не обозначало, что за кустами гаишник (назовем его условно Анклбенц) спрятался. Просто мы так приветствовали друг друга. А от Анклбенца утикали и было за что.  Надевать защитный шлем на голову считали «западло». А если попадались, то договаривались очень быстро.

В Армию призвали в мае 1986 года. Попал служить в город Чертков, Тернопольской области Украины в  Военно-Воздушные Силы, отдельный батальон  обеспечения полетов. Как солдат, уже имеющий водительские права по регламенту проехал пятисоткилометровый марш на автомобиле КамАЗ-5511. Шамшат успешно прошел этот экзамен, после чего его посадили за руль пожарного автомобиля. Во время проведения плановых полетов пожарный расчет стоял по боевой готовности №1. В остальное время проводились учения и прочие занятия по специальной подготовке.  Но вот в городе Чертков стали происходить непонятные вещи. Спецавтомобили и  авторазливочные станции стали мыть улицы, деревья и дома города.

Поначалу они не придали  этому мероприятию никакого значения. Думали, что люди в общевойсковых защитных комплектах ведут дезинфекцию от насекомых. Но как выяснилась позже, войска химической радиационной и биологической защиты вели дезактивационные работы. А вскоре и они услышали слово Чернобыль. В июне 1986 года Шамшата и еще 30 человек отправили в командировку по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной станции. По прибытии на место Шамшату достался привычная ему техника. Он пересел за руль ЗиЛ-131 авторазливочной станции.

Техника такого рода в войсках предназначался для дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения, военной техники и населенных пунктов жидкими растворами. В зону №1 ездил неоднократно. За два месяца проведенные в Чернобыле нахватался допустимые по санитарным нормам свою дозу радиации и снова возвратился в свой батальон. Но часом «Х» для нашего земляка стала не чернобыльская трагедия и об этом более подробно.   

Стоял жаркий июньский день 1987 года. В ходе проведения плановых полетов при заходе на посадку  у истребителя МиГ-29 не выпустился тормозной парашют, а затем не сработали системы основного и аварийного торможения. В таких случаях оператор включает убирающуюся защитную сетку. Но в результате ошибки оператора сетка не включается. И вот последняя надежда сетка АТУ. Самолет порвал капроновую сетку АТУ(аэродромные тормозные установки) перевернулся и загорелся. Боевой расчёт автоцистерны, состоящий из 5 человек включая водителя Есжанова Шамшат, выехал на место. По прибытии к месту пожара, на землю из машины опустили катушку, размотали пожарные рукава, включили пенообразователи.
Обстановка была довольно критическая.

Под каждым крылом подвешены по три ракеты системы «воздух-воздух» плюс еще тридцатимиллиметровая пушка с патронами- и все это горело. Корпус самолета от температуры трещал и лопался, как шифер. «Есжанов, тащи топор!»,- услышал наш герой голос командира расчета. Быстро схватив топор и лом в придачу передал командиру и сам стал помогать вскрыть фонарь, и вызволить оттуда летчика.

Верхняя часть кабины летчика называется фонарем. Фонарь кабины - двухсекционный, состоит из неподвижного переднего козырька и поднимаемой вверх-назад откидной части. Вот эту откидную часть то ли    из-за высокой температуры, то ли из-за механического повреждения просто заклинило. Превозмогая пламя, пену, воду и жар огнеборцам удалось быстро открыть кабину и спасти находящегося в беспамятстве летчика.  К этому времени огонь был погашен. На все, про все ушло не более десяти минут. Страшно ли было тушить самолет с боеприпасами?  Может, кто и скажет:     « …это было то, для чего нас тренировали на занятиях по спецподготовке, этому обязывает присяга». 

Но это был подвиг, в бою чудес не бывает. Слаженность и взаимопонимание команды, психологическая подготовка: в итоге спасенная жизнь летчика (полковника в звании). Второй подвиг в жизни нашего героя Есжанова Шамшата Инаятовича; всех огнеборцев наградили, Шамшата краткосрочным отпуском на Родину сроком на десять дней, не считая дороги. Но без казуса не обошлось. Решил наш Герой обратно лететь самолетом, а на сэкономленные дни погулять еще немного на гражданке. В назначенный день билетов на самолет не было, и поехал он на поезде. С отпуска вернулся с опозданием на семь дней, что является нарушением воинской дисциплины, за что неминуемо ждет наказание… вероятнее всего  гауптвахта. А да ладно, ему не привыкать. При этом ни хулиганом, ни вздорщиком он не был, а скорее озорником и оторвистом.  Сейчас это объяснимо – нескончаемый адреналиновый фонтан в организме в виду молодости. Трус не играет в хоккей.

Вместе с супругой Сарсенбаевой Мариной Мукановной воспитывают дочерей Динару, Адину и сына Жасулана Марина служит в звании майора. Место службы Кентауский военизированный горноспасательный отряд.   

Дорогой Шамшат! Поздравляю тебя с Днем Независимости нашей Родины! Всех земных благ тебе и твоей семье.

Р.S. А единственный в округе «Ява-350» черного цвета стоит у него в гараже. Хоть сейчас заводи. Эх тряхнуть бы сейчас стариной с ветерком, да задор не тот. И без погони Анклбенца, как-то не интересно.


Абдугаппар Акибаев
автор памятника «Героям-чернобыльцам посвящается»







Нравится ли вам данная статья?

Нравится











Не забудьте оставить комментарий




















Система Orphus



© Кентау 2014 - 2017 копирование материалов разрешено только при условии размещения гипер ссылки на сайт kentuki.kz