Яндекс.Погода






  Досуг
Рестораны
Кафе и бары
Гостиницы
Бильярд
Игровые клубы
Бани и сауны
Салоны красоты
Организация свадеб
Ролик клуб
Залы торжеств
  Образование
Школы
Колледжи
ВУЗы
Детсады
Спортшколы
Автошколы
 Медицина
Больницы
Поликлиники
Роддомы
Аптеки
Стоматологии
Ветеринары
 Спорт
Фитнес
Спортивные секции
Спорт магазины
 Культура и СМИ
Телевидение
Газеты и журналы
Библиотеки
Музеи
Дома культуры
Религия
 Бизнес
Банки
Страхование
Рекламные агентства
Нотариусы
 Транспорт
Вокзалы
Такси
Маршрутные такси
Автомойки
Автозапчасти
Автосервисы
АЗС
 Торговля
Рынки
Быт.техники
Компьютеры
Цветы
Окна и двери
Магазины
Фотосалоны
Ювелирка
Обмен валюты
Строй магазины
Мебель на заказ
 Органы власти
Акимат
МВД
МЧС
ЦОН
ГАИ
МИН.юстиций
Военкомат
 Галерея
Фото Галерея
Видео Галерея
Игры
  Прочее
Админ
Помощь сайту
Контакты






Дембельский аккорд

Байдусенов Муратхан ДауренбековичБайдусенов Муратхан Дауренбекович. Родился 12 апреля 1966 года в поселке Хантаги. Здесь же окончил школу №6 им Пушкина. До призыва в Армию работал в автопарке водителем. В мае 1984 года призвали в Армию. После службы работал в Каратауской геолого-разведочной партии. Позже, перевелся на рудник «Миргалимсай». С 2006 года инвалид второй группы. Болезни, связанные с ликвидацией последствия аварии на ЧАЭС. Вместе с супругой Жупаркуль Койшибековной воспитывают детей: Асан, Усен, Дархан и Арайлым.

Когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, Муратхан служил срочную службу в городе Белая Церковь Украинской ССР. Будучи курсантом учебной роты, выучился на автомеханика и дальше продолжал службу в авторемонтной роте. В ликвидации участвовал с 5 по 15 мая 1986года. Период, когда огромная плохо организованная и слабо защищенная в части радиационной безопасности работа свалилась на плечи военных. На место аварии первыми прибыли войска действующей армии. Перед теми, кто работал здесь в мае и июне, можно склонить головы. Это - герои, признают все, благодаря им в конце июня, к реакторному отделению уже можно было, что называется, подойти. По прибытии на место аварии в распоряжение роты, где служил наш герой, приставили несколько погрузчиков на базе тяжелых танков. Им предстояло обшить этот и без того бронированный «танкопогрузчик» свинцовыми листами толщиной в один сантиметр. Съездили на материальную базу и загрузились свинцовыми листами. Лист размером в один квадратный метр весил более 100 килограммов. Вот тут и увидел Муратхан свинцовые слитки внешне похожие на тормозные колодки поезда, с клеймом Чимкентского свинцового завода. Эти свинцовые слитки сбрасывали с вертолетов в разлом взорвавшегося реактора. Муратхан был свидетелем последнего дня этих «бомбежек». Из пролома реактора как из жерла вулкана еще валил дым. Множество вертолетов по очереди, словно пчелы к улею, подлетали к реактору и сбрасывали мешки со свинцовыми чушками и гранулами. Я долго искал подтверждения его словам и вот, наконец-то нашел абзац в книге Л. С. Кайбышева «После Чернобыля»:

«- От эстакады свинцового завода в городе Чимкент груз пошел по “зеленой улице” тотчас после аварии на ЧАЭС, хотя срок выполнения заказа в задании не указывался. Достаточно было сказать по телефону: “Это для Чернобыля”. Выполнив заказ, металлурги отказались от предложенного им дополнительного отдыха за переработанное время: на предприятие из Чернобыля поступил новый заказ, по объему втрое превышавший первый. Бригадир Жакуп Толебеков объявил: “У нас уже есть опыт и навыки работы, мы сделаем ее быстрее других”. И бригада его поддержала».

Это повод для гордости. Получается, что наш «свинцовый» не только помогал победить Великую Отечественную войну, но и Чернобыльскую битву!

Так вот привезли они свинцовые листы и разгрузили возле «танкопогрузчика». Главная проблема - высокие уровни радиации. Излучение шло со всех сторон: сверху, снизу, сзади, с боков. Откуда защищаться? Обшили вокруг корпуса машины, оставляя лишь смотровые щели. Где то сверлили, скрепляли болтами, где то клепали заклепками. Ковкий свинец поддавался легко, но был очень тяжелым. Пристукивали свинец к машине. Грубо и не эстетично? Зато хоть какая-то задержка. До аварии на такую работу отводился бы месяц. Теперь — несколько дней.

Эти бронированные погрузчики направили на станцию грузить радиоактивные завалы: топлива атомной станций и строительный мусор, которые были выброшены в результате взрыва. Погрузчики грузили их в самосвалы, а солдаты срочной службы работали на подхвате. Ходили рядом и кидали в ковш все то, что погрузчик сам не мог захватить ковшом. Там где рядом резервисты в бронированной машине работали по 20 минут в сутки, солдаты-срочники работали по часу и на открытой местности. То, что это смертельно опасно их никто не просвещал. Всей сводной роте, а в роте 4 взвода в каждом взводе по 20 человек обещали после чернобыля сразу домой, на дембель. Вот такой вот своеобразный дембельский аккорд у подножья четвертого блока. В обмен на риск и здоровье.

- «Страшно было, Муратхан ?»

И в ответ получаю вполне искренний: -« В первый момент неуютно было. Тысячи военных и молодых и взрослых суетились вокруг реактора и каждый выполнял свою работу. Сотни разной военной техники разъезжали вокруг. В небе кружили вертолеты. Все было похоже на войну, только без автоматов и пушек. А потом и страшиться-то было некогда, ни страха, ни мыслей о нем. Просто знали, сколько времени можно и нужно быть в конкретном месте - столько и были. Отработали и уехали». Начальство обещание выполнило. Дембельнулись, то есть уволили в запас, сразу же.

Здоровья и счастья Вам Муратхан Дауренбекович! Вам и Вашей семье.


Абдугаппар Акибаев
автор памятника «Героям-чернобыльцам посвящается»







Нравится ли вам данная статья?

Нравится











Не забудьте оставить комментарий




















Система Orphus



© Кентау 2014 - 2017 копирование материалов разрешено только при условии размещения гипер ссылки на сайт kentuki.kz