Яндекс.Погода






  Досуг
Рестораны
Кафе и бары
Гостиницы
Бильярд
Игровые клубы
Бани и сауны
Салоны красоты
Организация свадеб
Ролик клуб
Залы торжеств
  Образование
Школы
Колледжи
ВУЗы
Детсады
Спортшколы
Автошколы
 Медицина
Больницы
Поликлиники
Роддомы
Аптеки
Стоматологии
Ветеринары
 Спорт
Фитнес
Спортивные секции
Спорт магазины
 Культура и СМИ
Телевидение
Газеты и журналы
Библиотеки
Музеи
Дома культуры
Религия
 Бизнес
Банки
Страхование
Рекламные агентства
Нотариусы
 Транспорт
Вокзалы
Такси
Маршрутные такси
Автомойки
Автозапчасти
Автосервисы
АЗС
 Торговля
Рынки
Быт.техники
Компьютеры
Цветы
Окна и двери
Магазины
Фотосалоны
Ювелирка
Обмен валюты
Строй магазины
Мебель на заказ
 Органы власти
Акимат
МВД
МЧС
ЦОН
ГАИ
МИН.юстиций
Военкомат
 Галерея
Фото Галерея
Видео Галерея
Игры
  Прочее
Админ
Помощь сайту
Контакты






Как Минцветмет помог Минсредмашу

Абдраманов Сейлбек ТорехановичАбдраманов Сейлбек Тореханович. Родился в 1954 году 15 мая в совхозе Майдамтал Туркестанского района. Учился в школе-интернат №2 города Кентау. В 1974 году призвали в ряды Советской Армии. Срочную службу проходил в городе Липецк в России. Уволился в запас 1976 году июне месяце. Служил во внутренних войсках, специалистом служебно-розыскных собак. В этом же году женился на Улбале Бекжигитовне, вместе помогали родителям воспитывать младших, поддерживали старших братьев на время учебы. Сейчас с супругой воспитывают дочерей Сауле, Асем, Галию, сына Даурена и восьмерых внуков. Трудовую деятельность начал на автобазе треста «ГлавЮгСтрой» автоэлектриком. Затем перевелся на Кентауский экскаваторный завод сборщиком. Заочно окончил Кентауский горно-металлургический техникум и уже, как дипломированный специалист, устроился на рудник «Миргалимсай». Работал электрослесарем на самоходном участке 9 - Север.

1986 год. Был обычный рабочий день. Время подходило к середине смены, когда позвонили на участок и попросили срочно выйти «на гора». В табельной девушки попросили пройти в кабинет Толепбергенова. Когда пришел, то увидел заведующего по горным работам Абдыкадыра Толепбергенова и инспектора отдела кадров. После приветствия Сейлбеку сообщили, что поедет в Чернобыль в спецкомандировку.

«-Две финские погрузочно-доставочные машины «TORO-350» поломались и их надо срочно отремонтировать. Как только отремонтируете, возвращаетесь назад» - сказал Толепбергенов.

«- Поедете вдвоем, с тобой еще поедет слесарь с рудника «Глубокий» Владимир Лимарь» – продолжал он. Это было указание по телефону министра цветной металлургии. В свою же очередь министр выполнял приказ (читай: решение очередного оперативного собрания) правительственной комиссии по ликвидации последствий аварий на ЧАЭС. Тогда все было организованно. Достаточно одного телефонного звонка — и решение принято, сейчас на согласование уходят месяцы, а тогда достаточно одного звонка, чтобы решить практически любую проблему. Нет ни одного человека, кто бы отказывался от помощи, от работы. И так на всех уровнях. Все действовали оперативно и самоотверженно.

Итак, вернемся к нашему герою. На сборы дали пол дня. Как и все «комбинатовские», легкие на подъем и привыкшие к командировкам Сейлбек Тореханович на следующее утро в назначенный час прибыл к зданию комбината. На служебной машине довезли до аэропорта города Чимкента и проводили на самолет рейсом Чимкент - Киев с пересадкой в Москве. В Киев прилетели поздно вечером. На командировочном удостоверении был указан адрес гостиницы, где находился координационный штаб, куда их и заселили. На следующее утро, в штабе, направили наших героев на речной вокзал. По Днепру на пассажирском речном теплоходе, любуясь на потрясающую от красоты природу, добрались до места назначения. На пристани Чернобыль их ждали, встретили и привезли в организацию УС. Переодели в спецодежду и на маленьком автобусе, за час езды, приехали на какую-то базу близ атомной станции. Там им показали погрузчики, которых нужно было отремонтировать. После осмотра решили начать с быстро устраняемой поломки. На одном был пробит картер. Такое бывает, когда управляют техникой дистанционно. С некоторого расстояния можно не заметить и наехать, наскочить, а то и перепрыгнуть через груду. Сняли картер, заварили аргонной сваркой с одной стороны. С другой стороны «заклепали» хитромудрым горняцким способом. За день запустили. Со вторым, также, не пришлось долго возиться, хотя визуально машина стояла целехонькой. Причину выявили и запустили так же за один день. Теперь домой. Вот и отметки поставили на командировочных удостоверениях. Но тут их приглашают к заместителю министра среднего машиностроения. Напомню возведения объекта «Укрытие» (официальное название сооружения согласно проекта), а в народе «саркофаг», было поручено именно этому министерству. Заместитель министра простой с виду мужик, хотя как уже заметили наши герои, отношения между начальниками и подчиненными были свойскими, простыми. Будь то генерал и солдат или же министр с рабочим. Сам зам- министра среднего машиностроения просит остаться и поработать еще несколько дней водителями этих самых «TORO-350». Его не смущало и то, что перед ним слесари-ремонтники, а не машинисты-водители и разрешительные документы на вождения они не взяли с собой. Обещали внеочередной оплачиваемый отпуск и премии. Дело в том, что должны были приехать машинисты-водители из Тырныауза, но по непонятным причинам они не приехали. Пришлось обоим остаться, и взялись за дело. Где-то на расстоянии трех километров от станции в лесу велось строительство трех могильников. Первые два могильника заканчивали, а третьи еще копали. Что они из себя представляли? Говоря профессиональным языком горняков - это был карьер с одним уступом и с одним съездом. Глубина 20 метров. Размеры по дну карьера составляли в ширине 30 и длиной около 50 метров. Борта и дно устилали водоупорной глиной похожей на тойтопырак (бентонитовая глина). В него сбрасывали радиоактивный мусор и закапывали. Сверху выставляли предупредительные и запретные знаки. Итак, подвезли их к могильнику на БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина). Не доезжая около 500 метров, не выходя из техники, подключились к пультам. Контроль уровня масла, воды и другие параметры отражались на пульте. Завели двигатель и врезались в грунт (грунт был песчанистым и мягким) и вывозили на поверхность. Ориентировались по меткам, но иногда и выглядывали, чтобы посмотреть в бинокль на место работы. Позже они были свидетелями, как на первый могильник сваливали товары и продукты с магазинов зоны отчуждения. На второй могильник вертолетом сбрасывали разную сельхозтехнику. Строительство могильника закончили, а группы из Тырнауза до сих пор нет. И тогда снова Сейлбека и Владимира попросили остаться. На этот раз их перекинули на причал разгружать баржи. В зоне отчуждения проработали с середины сентября и весь октябрь 1986 года.

По приезду в город сразу же приступил к своей основной работе. А в 1987 году весной отказали ноги и спина. Пролечился в больнице. Лечил врач невропатолог, сам в прошлом ликвидатор Аккалиев М. Б. Отправили на врачебную комиссию, где вывели на инвалидность и на легкий труд. Через несколько лет болезни снова дали о себе знать. Абдраманов Сейлбек Тореханович сейчас не работает, сидит дома. Дети не разрешают, берегут отца. Здоровья и счастья Вам Сейлбек Тореханович, Вам и Вашей семье!


Абдугаппар Акибаев
автор памятника «Героям - чернобыльцам посвящается»







Нравится ли вам данная статья?

Нравится











Не забудьте оставить комментарий




















Система Orphus



© Кентау 2014 - 2017 копирование материалов разрешено только при условии размещения гипер ссылки на сайт kentuki.kz